Экономическое сотрудничество России и Австро-Венгрии в начале ХХ века

История взаимоотношений России и Габсбургской монархии изучена весьма односторонне. Внимание исследователей — как отечественных, так и зарубежных — сосредоточивалось, почти исключительно, на перипетиях их дипломатических отношений. В то же время, другие проблемы двухсторонних отношений, в том числе развитие экономических связей, изучены лишь фрагментарно. Более того, вследствие увлеченности исследователей внешнеполитической проблематикой взаимоотношения двух стран рассматривались лишь с одной точки зрения — как противоборство двух империй, в то время как реально существовавшие отношения сотрудничества и взаимодействия по различным вопросам оставались в глубокой тени.
<!--Между тем, экономическое сотрудничество между Россией и Габсбургской монархией, несмотря на все сложности их политических взаимоотношений, развивалось весьма успешно. Этому способствовали географическое положение двух соседних стран, наличие развитой системы транспортных и иных коммуникаций, интенсивно протекавшие процессы трансграничной миграции, существование тесного политического взаимодействия между двумя империями, развитие общественных связей и межкультурного диалога между их народами, и, наконец, успешное социально-экономическое развитие этих стран, создававшее предпосылки для активной внешнеэкономической деятельности.

Правовую базу сотрудничества России и Австро-Венгрии в экономической области составляли различные договоры и соглашения. Важнейшие из них — торговая конвенция от 6 (18) мая 1894 г. и договор о торговле и мореплавании от 2 (15) февраля 1906 г. С 1894 г. в двухсторонней торговле был введен режим «наибольшего благоприятствования», означавший, что на нее автоматически распространялись все льготы и привилегии, закрепленные во всех международных договорах, заключенных одной из стран.
Важнейшую роль в налаживании экономических связей играли представители австро-венгерской диаспоры в России, которая по своей численности уступала только германской диаспоре. По данным первой всероссийской переписи 1897 г., в нашей стране проживало 122 тыс. австро-венгерских подданных, что составляло 20% от общего числа иностранцев. В начале ХХ в. миграция из австро-венгерских земель в Россию продолжалась, причем наиболее активно она шла накануне. Первой мировой войны. Так, в 19101914 гг. число переселенцев составило 41 тыс. человек. Среди них было немало предпринимателей и торговцев, а также квалифицированных рабочих, ремесленников, крестьянколонистов, технических специалистов и инженеров, учителей, представителей творческих профессий и т. д.
Следует отметить, что стоимость российского экспорта в Габсбургскую монархию в рассматриваемый период почти в два раза превышала стоимость ввоза австро-венгерских товаров в Россию. Это объясняется в первую очередь экономической структурой двух стран. Промышленно развитая Австрия испытывала постоянную нужду в поставках продовольствия и сырья, которые могли обеспечить российские производители. Россия же в указанный период нуждалась в основном в импорте промышленных изделий и сырья для развития собственной промышленности. В этих сферах, однако, Габсбургской монархии приходилось выдерживать достаточно жесткую конкуренцию с высокоразвитыми западными державами, что далеко не всегда завершалось в ее пользу. Таким образом, для России торговля с Австро-Венгрией была весьма выгодной. В Дунайской же монархии отрицательный баланс в торговле с Россией периодически вызывал озабоченность политических и деловых кругов, изменить это положение, не меняя структуру двухсторонней торговли в целом, они не могли.
Российский экспорт в Австро-Венгрию базировался на двух основных группах товаров — продовольствии и сырье. Эта структура, впрочем, была характерна и для товарооборота России с другими европейскими странами. Главное место в российском экспорте в Дунайскую монархию занимали «жизненные припасы» — т. е. продовольственные товары. Впрочем, их доля в общей стоимости экспорта с 1900 по 1913 гг. снизилась с 57% до 49%. Доля же сырья и полуфабрикатов, наоборот, возросла за тот же период с 37% до 47%. При этом сократились вывоз животных — с 3,7% до 2% и вывоз готовых изделий — с 2,5% до 1,3%.
Важное место в российском экспорте в Габсбургскую монархию занимал вывоз полезных ископаемых. Так, с 1902 по 1912 г. поставки железной руды возросли с 0,04 до 2 млн. пудов, поставки марганцевой руды — с 0,8 до 7 млн. пудов. Вывозился также лес, главным образом необработанный. В 1902 г. его было вывезено 4 млн. пудов, в 1913 г. — уже 10,4 млн. пудов. В разряд готовых изделий, вывозимых из России в Австро-Венгрию в небольшом количестве, входили металлические и деревянные изделия, одежда (в т. ч. шубы), книги и т. д.

Структура австро-венгерского экспорта в Россию была иной. Ведущие позиции здесь занимали готовые изделия, сырье и полуфабрикаты. Доля сырья и полуфабрикатов, составлявшая в 1900 г. 46%, сократилась к 1913 г. до 43%. Доля изделий при этом стабильно составляла около 44%. Ввоз «жизненных припасов» из Австро-Венгрии колебался в тот же период в пределах 1113%, ввоз животных был крайне незначительным.
В начале ХХ в. Австро-Венгрия входила в пятерку ведущих странэкспортеров машин в Россию. Она поставляла в значительном количестве различные сельскохозяйственные машины (сеялки, молотилки, косилки, жатки и пр.). Так, четверть всех молотилок, ввозимых в это время в Россию, была произведена на австрийских и чешских заводах. В 1900 г. ввоз сельхозмашин из Австро-Венгрии в Россию составлял 138 тыс. пудов, в 1908 г. — 233 тыс. пудов, в 1913 г. — 532 тыс. пудов. Ввозились также паровые машины, автомобили, машины для обработки волокнистых веществ и пр.
Дунайская монархия в значительных масштабах экспортировала в нашу страну каменный уголь и кокс. Она занимала 3 место среди экспортеров угля в Россию после Великобритании и Германии и первенствовала в поставках кокса. При этом большая часть экспорта австрийского кокса шла как раз в нашу страну. Ввоз австро-венгерского каменного угля с 1903 по 1913 г. вырос более чем в 6 раз — с 0,9 до 5,6 млн. пудов, ввоз кокса — на треть — с 14,5 до 20,7 млн. пудов. Кроме того, из Дунайской монархии в существенных масштабах ввозилась продукция химической промышленности (краски, удобрения и пр.), а также лекарства.
Российский рынок имел серьезное значение для сбыта изделий австрийской текстильной промышленности. Большим спросом в нашей стране пользовались хлопчатобумажные, шерстяные и шелковые ткани, а также «готовое платье», особенно дамские наряды из Вены — одного из центров мировой моды. В больших масштабах ввозилось сырье для текстильной промышленности — хлопчатобумажная и шерстяная пряжа, шелк и т. п. В начале ХХ в. доля Австро-Венгрии в российском импорте «волокнистых веществ и изделий» достигала 21%.
Россия активно импортировала из Австро-Венгрии бумагу и сырье для ее производства, а также различные предметы культурного назначения — книги, картины, ноты, музыкальные инструменты и т. д. По поставкам этих товаров Дунайская монархия занимала 2 место после Германии. Кроме того, большим спросом у российских покупателей пользовались изделия австрийских мебельщиков и богемских стекольщиков. В поставках продовольственных товаров из Австро-Венгрию главное место занимали колониальные товары (здесь австро-венгерские фирмы выступали в качестве посредников) и вина. Знаменитые венгерские вина пользовались спросом в нашей стране еще со времен Петра I. По ввозу вина в Россию Габсбургская монархия занимала 3 место, уступая только Франции и Германии. В значительном количестве из Австро-Венгрии ввозились также минеральные воды и различные фрукты.

Таким образом, экономическое сотрудничество России и Австро-Венгрии играло важную роль для обеих стран. Оно, безусловно, являлось взаимовыгодным. Габсбургская монархия была одним из рынков сбыта для продукции отечественного сельского хозяйства. Австро-Венгрия же получала из России по низким ценам настоятельно необходимые ей продовольствие и сырье, и выгодно сбывала туда продукцию своей промышленности. Развитие двухсторонней торговли способствовало подъему национальных экономик, росту национального богатства обеих стран. Австро-венгерские предприниматели активно участвовали в развитии российской промышленности. Экономическое взаимодействие также способствовало налаживанию добрососедских отношений между двумя империями, росту взаимопонимания между их народами. Но, к сожалению, жарким летом 1914 г. позитивный опыт двухсторонних отношений оказался отброшен в угоду имперским амбициям политических элит.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*