Честное управление. Борьба с коррупцией как общая проблема
Летом 2009 года в Центрально-Европейском университете в г. Будапеште (Венгрия) были проведены занятия в рамках летней школы по курсу «Managing for Integrity: strategies and approaches», «Честное управление: стратегии и подходы». Проводимый в 2009 году в пятый раз, этот курс был ориентирован на изучение возможностей для реформирования систем управления и разработки стратегий коррупционного контроля. Используя междисциплинарные научные перспективы и уроки, полученные из практического опыта, преподаватели из разных стран ставили задачу обогащения студентов как прикладными, так и концептуально обоснованными знаниями, которые применяются в настоящее время для анализа коррупции и антикоррупционнных мероприятий. Обучение предполагало знакомство не только с теоретическими подходами и определениями, а также с исследовательскими методологиями, результатами исследований, расследований, проведенных специалистами в конкретных направлениях, таких как поиск информации, налоговая прозрачность, оценка рисков, работа представительных органов власти, избирательные технологии, управление. В рамках курса были прослушаны лекции ведущих специалистов, активно участвующих в практической и исследовательской деятельности, велась работа в рабочих группах над важными общественными проблемами, связанными с мотивацией персонала, злоупотреблением служебным положением, взяточничеством, коррупцией и т. д.
Организаторами обучения выступили Центрально-Европейский университет и «Тири» (Tiri).
«Тири» - это независимая неправительственная организация, которая сотрудничает с правительствами, предпринимательскими структурами и институтами гражданского общества в поисках практического решения проблем, связанных с обеспечением добросовестного управления и честности. Многие слышали о том, что
Центрально-Европейский университет был основан в 1991 году в целях помощи странам Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии в переходе от диктатуры к демократии. В университете обучаются студенты из тридцати стран Центральной и Восточной Европы и Центральной Азии, а также из стран западной демократии. Обучение в университете основано на принципах уважения представителей различных культур и мнений, прав человека, законных властей и норм права.
Руководителем курса выступил Фредрик Галтунг (Fredrik Galtung), генеральный директор «Тири» (Лондон), последние пятнадцать лет консультирующий правительства и различные международные и неправительственные организации по проблемам добросовестного управления на четырех континентах. Его отец Йохан Галтунг является одним из выдающихся ученых-обществоведов, специализирующимся на разрешении политических конфликтов между странами.
В качестве лектора выступила директор программы в Университете Хайфа (Израиль) Орнит Шани (Ornit Shani). Она проводит исследования этнической политики и проблем гражданского общества в Южной Азии, с результатами которых она и познакомила слушателей в ходе занятий. Удалось послушать лекции Стива Беркмана (Steve Berkman), который долгое время работал во Всемирном Банке и проводил расследования по расходованию средств Всемирного Банка. Он рассказал о тех способах и приемах нецелевого использования финансов, которые были выявлены их комиссией. О результатах своей работы он подготовил книгу «The World Bank and the Gods of Lending» («Всемирный Банк и боги займов»).
Перед участниками летней школы также выступила Элизабет Филкин (Elizabeth Filkin), которая работала в комиссии Парламента Великобритании по соблюдению общественных стандартов. Они ведут кропотливую работу по выявлению случаев злоупотребления служебным положением, пользования привилегиями депутатов в личных целях или членами их семей. Тай Кеонг Тан (Tay Keong Tan) предложил к обсуждению проблемы формирования этических ценностей добросовестного управления. Он работал в службе внутреннего контроля в ООН, консультирует по этим проблемам Всемирный Банк. Таким образом, очевидно, что проблема добросовестного управления, честной работы представляет интерес не только в масштабах нашей страны. Эта проблема актуальна для всех стран мира, независимо от уровня экономического и политического развития, географического расположения и т. д. Однако масштабы этой проблемы оцениваются по-разному.
Повышение стандартов честности и неподкупности все больше и больше признается в качестве эффективного инструмента, который способствует развитию и усилению легитимного демократического управления. Во всем мире признается потребность в критических и стратегических подходах к успешному реформированию социальных институтов для повышения качества управления и честности власти.

Этот подход, предлагаемый западными исследователями, сформирован как междисциплинарный, который заимствует подходы из таможенного права, экономики, предпринимательства, государственного управления, этики общественного сектора так же, как из политики, статистики и этнографии. В ходе курса приводились данные исследований, полученных разными методами в разных методологических парадигмах, но обогащающие проблематику новым содержанием. Данный курс познакомил участников с ключевыми составляющими стратегического и критического подходов для эффективной и устойчивой честности в различных государственных, общественных и коммерческих структурах.
Кроме вышеозначенного курса, в Центрально-Европейском университете существует целая система различных курсов, которые позволяют проходить обучение по широкому спектру научных и профессиональных интересов в социально-политической, социально-экономической и правовой сферах. Для работы в университете приглашаются ведущие ученые и специалисты, что обеспечивает высокий уровень преподавания, привлечение результатов исследований, проводимых в различных странах по всему миру.
Волгоградский государственный технический университет подписал Меморандум о понимании с «Тири», который предполагает включение в ряд учебных дисциплин в нашем университете модулей, посвященных изучению студентами проблематики честного управления, актуальной не только для России, но и для многих других стран.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ