Позиция Швейцарии в общеевропейском интеграционном процессе

Предыдущая часть

 

К 1 января 1967 г. были ликвидированы все таможенные пошлины и количественные ограничения в торговле промышленными товарами между странами-участницами (кроме Португалии). Через год были ликвидированы таможенные пошлины между ЕАСТ и Финляндией. К началу 1970-х в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Однако в 1970 г. состав ЕАСТ расширился – в нее вошла Исландия. Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться присоединения к ЕЭС.


Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на единой Европе как на торговом партнере (а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества) Великобритания вновь обратилась с просьбой о членстве в ЕЭС. Таким образом, она сделала выбор в пользу участия в «Общем рынке». За ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобританией и имевшие с ней договор о торговой ассоциации. Выход Великобритании и Дании из ЕАСТ в 1972 г. заметно ослабил эту организацию и вынудил оставшихся участников искать пути урегулирования экономических отношений с ЕЭС, являющимся основным торговым партнером стран-членов Ассоциации.

Позиция Швейцарии в общеевропейском интеграционном процессе

Новый генеральный секретарь, швед Бенгт Рабеус, возглавлявший ЕАСТ в 1972–1975 гг., вел сложные переговоры с руководством ЕЭС. В результате все члены ЕАСТ (а также Финляндия) заключили с ЕЭС соглашения о свободной торговле промышленными товарами, которые вступили в силу в 1973 г. На их основе было осуществлено взаимное снижение таможенных пошлин.
Представитель Швейцарии Шарль Мюллер возглавлял ЕАСТ в 1976–1981 гг. Он добился полной отмены таможенных пошлин между ЕАСТ и ЕЭС с 1 июля 1977 г. В результате в Западной Европе была образована большая зона свободной торговли, в состав которой вошли страны ЕЭС и ЕАСТ. Ш. Мюллер контролировал всю работу по реализации Стокгольмского соглашения. В целом деятельность ЕАСТ положительно повлияла на развитие национальной экономики каждой страны-участницы: увеличился торговый оборот между ними, повысились производительность труда и темпы экономического роста, усилились позиции стран – членов Ассоциации на рынках третьих стран.


В конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ в. авторитет Швейцарии в Ассоциации был крайне высок (прежде всего усилиями генерального секретаря Ш. Мюллера). В октябре–ноябре 1981 г. обязанности генерального секретаря ЕАСТ временно исполнял швед Магнус Вальквист. Затем наступил черед представителя Норвегии – Пер Клеппе руководил организацией в 1981– 1988 гг. Это были годы кризиса. Португалия покинула организацию уже в 1985 году ради членства в ЕЭС, несмотря на существование специального фонда ЕАСТ в поддержку экономики данной страны. Смена руководства не помогла. Георг Райш, представитель Австрии, был генеральным секретарем ЕАСТ в 1988–1994 гг. Однако его родная Австрия (вместе со Швецией и Финляндией, которая стала полноправным членом ЕАСТ только в 1986 г.) покинула организацию в 1994 году. Выбор снова был сделан в пользу ЕС.


Швейцария же осталась верна ЕАСТ, и ее роль в изначальных институтах Ассоциации в связи с уменьшением значимых членов только возрастала. С 1994 г. генеральным секретарем ЕАСТ работал Кьяртан Йоханнссон, представитель Исландии. В 90-е гг. ХХ в. государства – члены ЕАСТ заключили соглашения о свободной торговле со странами Центральной и Восточной Европы, прежде всего с Болгарией, Польшей, Румынией, Словакией и Чехией. Аналогичные документы были подписаны с балтийскими государствами. Данные соглашения касались торговли промышленными товарами и продукцией сельхоз переработки. Их целью являлась поддержка реформ в этой части Европы посредством стимулирования торговых связей.
Три страны ЕАСТ стали частью внутреннего рынка Европейского союза через Соглашение о Европейском экономическом пространстве (ЕЭП), которое было подписано в 1992 г. и вступило в силу в 1994 г. В связи с данным Соглашением были учреждены еще две организации ЕАСТ: Наблюдательный орган ЕАСТ и Суд ЕАСТ. Штаб-квартира Наблюдательного органа ЕАСТ находится в Брюсселе (так же как и штаб-квартира Европейской комиссии), в то время как Суд ЕАСТ размещен в Люксембурге (как и Европейский суд). Однако Швейцария решила пойти своим путем и заключить двусторонние соглашения с ЕС. В результате она не принимает участия в деятельности новых органов ЕАСТ. Итак, Швейцария избрала особый путь развития: отклонила присоединение к ЕЭП в 1992 г., а в 2001 г. отказалась вступать в ЕС.


21 июня 2001 г. на Конференции представителей стран ЕАСТ в Вадуце Стокгольмская конвенция об учреждении ЕАСТ была пересмотрена и адаптирована к современным условиям деятельности организации. В новой редакции Конвенция об учреждении ЕАСТ содержит преамбулу, 18 глав, 59 статей, 1 протокол и 21 приложение. Вадуцкие изменения скорректировали задачи Ассоциации, расширили рамки интеграции в сфере торговли и передвижения лиц, услуг, инвестиций, капиталов и платежей, защиты интеллектуальной собственности, государственных поставок. Была усилена координация в отношении введения защитных мер внутри ЕАСТ.


Современный вариант Конвенции об учреждении ЕАСТ в своих формулировках зачастую чрезвычайно напоминает соответствующие положения Договора о Европейском экономическом сообществе 1957 г. и Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г. Вадуцкие изменения призваны были в определенной мере оживить деятельность организации, предоставить новые возможности для более глубокой интеграции в торговой и экономической сферах.


Итак, Европейская ассоциация свободной торговли была создана в качестве альтернативы для тех западноевропейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейским сообществам и считали планы создания европейского «Общего рынка» слишком амбициозными. ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. Таможенная политика ЕАСТ первоначально распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя, таким образом, самостоятельную торговую политику. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе. Ключевой страной на первом этапе развития ЕАСТ была Великобритания, а Швейцария играла почетную и достойную, но не первую роль.


ЕАСТ, безусловно, представляет собой менее развитую интеграционную форму: при ведении свободной торговли между входившими в нее странами ни одна из них не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, не были созданы институты, обладавшие наднациональной властью. Однако Совет принимает акты, обязательные для государств-членов: решения и рекомендации. При этом решения Совета ЕАСТ обязательны для всех стран ЕАСТ, рекомендации Совета ЕАСТ обязательны для тех государств-членов, которым они адресованы. Данные полномочия свидетельствуют о присутствии в интеграционном механизме Европейской ассоциации свободной торговли определенных зачатков наднациональности. Но страны ЕАСТ все же оказались слабо связанными между собой экономически и не смогли продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС. В результате из Ассоциации ушли такие серьезные соперники Швейцарии в борьбе за влияние, как Великобритания, Швеция, Дания и Австрия.

Позиция Швейцарии в общеевропейском интеграционном процессе

Как мы видим, роль Швейцарии в развитии Европейской ассоциации свободной торговли с течением времени существенно изменялась. Если в первоначальной «семерке» она была уже достаточно весомой, то в настоящее время можно говорить о доминировании Швейцарии в Ассоциации. С одной стороны, именно здесь размещаются важнейшие органы ЕАСТ, а с другой – в современной, сильно ослабленной Ассоциации у Швейцарии практически нет конкурентов.


Из четырех оставшихся стран Ассоциации Швейцария – единственная, не связанная напрямую с ЕС механизмом ЕЭП. В этом есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, Швейцария не участвует в деятельности Наблюдательного органа ЕАСТ и Суда ЕАСТ, которые расположены не в Женеве, а в Брюсселе и Люксембурге. Это несколько снижает способность Швейцарии влиять на европейский интеграционный процесс, особенно если учесть, что сегодня деятельность Европейской ассоциации свободной торговли практически полностью сосредоточена на обеспечении функционирования Европейского экономического пространства.


С другой стороны, Швейцария – самая населенная и богатая в Ассоциации страна. Исландия и Норвегия уступают Швейцарии и по численности населения, и по такому важнейшему показателю, как ВНП на душу населения. Маленький Лихтенштейн в сфере экономики по-прежнему зависит от Швейцарии. Наконец, штаб-квартира Ассоциации по-прежнему расположена в Женеве. Позицию Швейцарии в современной ЕАСТ можно по праву назвать ключевой. Хотя Швейцария и сохраняет известную свободу маневра, она остается самым преданным ЕАСТ государством-членом.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*