Индивидуальное благосостояние и его измерение

 

В статье рассмотрены теоретические представления о содержании понятия индивидуального благосостояния и наиболее важные аспекты использования этих представлений в статистической практике зарубежных стран (Швеция), анализируется система официальных показателей благосостояния, исчисляемых в России, даются рекомендации по их совершенствованию, в частности, для измерения бедности в России.Концепции благосостояния. Благосостояние в широком смысле слова включает в себя как базисные элементы человеческой жизнедеятельности (например, состояние здоровья, наличие и характер работы, потребление продуктов питания и других материальных благ и услуг), так и элементы, имеющие психологическую природу (отношения в семье, чувство самоуважения, участие в общественной жизни и др.). В экономической науке и практике благосостояние в узком смысле слова ограничено теми видами жизнедеятельности, которые неразрывно связаны с находящейся в распоряжении человека суммой потребительских благ и услуг.В научной литературе обсуждаются четыре концепции благосостояния, отражающие последовательные стадии взаимодействия человека с располагаемыми потребительскими благами.Ресурсная концепция приравнивает благосостояние человека к совокупности находящихся в его распоряжении благ, причем последние выступают лишь как объекты, к использованию которых он, в принципе, имеет доступ.
Индивидуальное благосостояние и его измерение
Характер же и степень их фактического использования остаются за рамками концепции. Традиция судить о благосостоянии людей по количеству и качеству располагаемых потребительских ресурсов характерна не только для массового сознания, но и для экономических исследований. Большинство же современных публикаций, посвященных сбору и анализу информации о благосостоянии людей в разных странах мира, опирается на понятие потребительской корзины, которая характеризует обеспеченность домохозяйства материальными благами и услугами.Две другие концепции были предложены около четверти века тому назад лауреатом Нобелевской премии А. Сеном, который термин «благосостояние» относит не столько к миру окружающих человека вещей, сколько к состоянию, в котором находится сам человек, благодаря возможности распоряжаться этими вещами. Например, занимаясь производственной гимнастикой, он может удовлетворить потребность организма в питательных веществах, получить удовольствие от еды, пригласить гостей и т. д., т. е. воздействовать на свое собственное состояние. В этой концепции благосостояние индивида рассматривается как характеристика фактически достигнутого им состояния. Исходя из собственных интересов, особенностей организма и социально-культурной среды, в которой находится, индивид формирует собственный «стиль жизни», который складывается из всего того, что он делает с располагаемыми благами. Именно этот вектор реализованных способов использования благ (Сен называет эти способы «функционированиями») и принимается за определение понятия индивидуального благосостояния.В другой его концепции фактически реализованный стиль жизни рассматривается как результат выбора одного, наиболее предпочтительного из множества доступных. А. Сен разделяет широко распространенное убеждение, что наличие свободы выбора обогащает жизнь, делая ее более содержательной по сравнению с однообразной жизнью, в которой в силу тех или иных обстоятельств все раз и навсегда предопределено.Сосредоточение внимания на свободе выбора позволяет избежать грубых ошибок в оценке уровня благосостояния людей. Если в ходе обследования уровня питания населения обнаружилось, что два индивида - А и Б - скудно питались и на протяжении учетного периода испытывали чувство голода, то на стадии анализа собранной информации оба они могли быть отнесены к самым бедным слоям общества. Но если бы использовавшийся в обследовании вопросник позволял установить, является ли положение индивидов безальтернативным, то могло оказаться, что, скажем, А действительно не располагает достаточным уровнем потребительских ресурсов и его голодание носит вынужденный характер, а Б - состоятельный человек, но строго соблюдающий религиозные предписания, и его голодание является результатом добровольного сознательного выбора. Таким образом, из двух индивидов бедным является только.Концепции А. Сена носят преимущественно теоретический характер. Насколько нам известно, попытки осуществления на их базе эмпирических исследований крайне ограничены ввиду практически полного отсутствия необходимой статистической базы.Четвертая концепция - субъективного благосостояния - отражает тот факт, что каждый человек сам интуитивно представляет себе, насколько хороша или плоха его собственная жизнь. Своими корнями такие воззрения уходят в философию утилитаризма, родоначальником которой был английский философ Иеремия Бентам (1748-1832 гг.). Утилитаристы считают, в частности, что людей интересуют не столько материальные блага сами по себе, сколько итоговый результат их использования. Сами блага, за редкими исключениями, являются лишь средством получения действительно конечного результата, в качестве которого выступают индивидуальные полезности, т. е. та или иная степень удовлетворенности (либо удовольствия) от процесса потребления этих благ.Концепция субъективного благосостояния получила широкое распространение во второй половине XX в. в начале в США, а затем и во многих странах Западной Европы. Использование общенациональных социологических обследований для выявления того, как население оценивает собственное благосостояние, постепенно становилось важной предпосылкой совершенствования социальной политики, анализа политических предпочтений электората и т. п. В России несколько раундов обследования указанного типа провел начиная с 1991 г. ВЦИОМ. Некоторые аспекты субъективного благосостояния присутствуют во Всероссийском обследовании экономического положения и здоровья населения, проводимом начиная с 1992 г. Институтом социологии РАН.Каждая из рассмотренных концепций индивидуального благосостояния отражает определенный этап процесса потребления материальных благ, и все они образуют логически упорядоченную последовательность. Ресурсная концепция отражает наличие у индивида предметов потребления.
Переходя к практическому использованию их полезных свойств, можно рассматривать множество разумных с точки зрения потребителя комбинаций этих свойств как характеристику степени свободы выбора индивидом того или иного «стиля жизни», характеристику, образующую суть второй из предложенных А. Сеном концепций благосостояния. Первая его концепция, соответствует этапу действительного использования полезных свойств всех этих благ, в который потребитель вступает после того, как выбор конкретного стиля жизни осуществлен. Наконец, заключительный этап процесса потребления, связанный с субъективной оценкой полезности благ, и соответствующая ему концепция благосостояния как итоговая степень удовлетворенности индивида материальной стороной собственной жизни. Ввиду целого ряда объективных и субъективных факторов потенциал полезных свойств, присущих располагаемым предметам потребления, и сумма свойств, фактически принимаемых во внимание потребителем, могут не совпадать. В состав объективных факторов,входят такие, как климат, качество воздуха, питьевой воды, дорог, степень криминализации социальной среды и др. Все они могут влиять на характер использования потребительских благ. Например, скоростные свойства автомобиля недоиспользуются из-за административных ограничений и низкого качества дорог, возможности телевизионных приемников - из-за удаленности от крупных городов и т. д. Во всех концепциях благосостояния, кроме ресурсной, учитываются лишь те полезные свойства предметов потребления, которые остаются за вычетом теряющихся в виду особенностей окружающей среды. Целесообразность подразделения субъективных факторов на «физические» и психологические связана с тем, что перечень полезных свойств, использование которых определяет благосостояние в двух концепциях Сена, находится под влиянием только одной из этих подгрупп, а именно физических факторов.
Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*