Подготовка похода и вторжение А.Лисовского в Россию в начале 1615 г.
В июне 1611 года войска Речи Посполитой после двадцатимесячной осады заняли Смоленск. В 1612 году от поляков была освобождена Москва, а в следующем 1613 году на царский престол был избран Михаил Романов. В Польше в это время действовало три Конфедерации. Одна из них состояла из войск, ушедших из Москвы, разграбивших перед этим царскую казну и сокровищницу. Она возглавлялась Осипом Циклинским и находилась во Львове. Другая состояла из бывших сапеженцев и оставалась в Бресте Литовском под началом Вацлава Побединского, к ней примкнула часть войска А. Лисовского. Третья, Смоленская, образовалась после Сейма 1613 года и расположилась в Бидгоще.Специально для тех, кто хочет отправиться на
На Сейме был установлен такой размер налогов, который едва покрывал затраты войска. В связи с этим король был вынужден распустить часть солдат. В то же время царь Михаил Романов требовал возвращения Смоленска и уплаты 1600000 злотых за сокровища, вывезенные поляками из Москвы. Ю. Видикинд сообщал, что три мятежных войска бежали из Москвы в Польшу: «дмитровцы, сапежинцы и смоляне». Они требовали жалование за службу, попутно разоряя церковные имения, жестоко грабя дворян и крестьян. В такой обстановке постоянных нападений, насилия и иного разгула в Речи Посполитой, с указания короля, формируется отряд из этих людей под командованием А. Лисовского для похода в Московское государство. Его история до сегодняшнего времени остается малоизученной, хотя является очень важным моментом для понимания состояния Московского государства начала XVII века. В 1615 - начале 1616 годов он со своим отрядом дошел до Москвы, обогнул ее с севера на юг и вернулся назад, грабя и уничтожая все, что встречалось на его пути. Оценка действий «лисовчиков» невозможна без количественного и качественного анализа этого войска на начальном этапе рейда, до битвы с Д. М. Пожарским. Сражение с русским воеводой было первым серьезным испытанием отряда. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению, кто победил в этой битве. Ни один из авторов в своих исследованиях не затронул вопрос о силах, которыми располагал А. Лисовский.
Первым трудом, посвященном данному походу, была книга «Воители-сарматы», изданная в Кельне в 1631 году Шимоном Старовольским. Характеризуя партизанскую тактику А. Лисовского во время похода 1615 года, в нем самом он видит непревзойденного воина, благодаря действиям которого Московское государство было «принуждено к успокоению». Его оценки разделяют Каспер Несецкий, М. Дзедушинский (он относит данные события к 1612-1613 гг.), Ю. У. Немцевич. Северин Голембовский видел главной задачей похода 1615 года завершение переговоров под Смоленском в пользу Речи Посполитой. Казимир Тышковский, разделяя предыдущие оценки, наряду с польскими источниками, вводит русские и делает попытку критически их осмыслить. В 1976 году в Польше выходит первое издание книги (второе вышло в 2004 году) Генрика Виснера «Лисовчики». Основываясь на трудах предшественников и во многом повторяя их оценки, он считал, что рейд А. Лисовского не принес ожидаемых политических результатов. Основные источники, на которые опираются польские историки - это мемуары, переписка, летописи. В их трудах присутствует практика широкого заимствования друг у друга без указания источника. Очень часто вообще невозможно установить используемые документы.
Практически все работы русских историков, посвященные Смутному времени, по хронологии заканчиваются временем избрания на престол Михаила Романова. Поэтому этот рейд в российской историографии упоминается либо в общих трудах по истории России, либо в соприкосновении с изучением других отдельных вопросов. По мнению С. М. Соловьева и Р. Г. Скрынникова, А. Лисовский совершил стремительный поход, надолго памятный в Московском государстве, в котором не было сил для его отражения. И. Е. Забелин рассматривал эти события с точки зрения раскрытия полководческого таланта и личности Д. М. Пожарского. Г. В. Форстен, А. А. Селин отмечали опасение шведов и русских в том, что действия А. Лисовского помешают ходу переговоров в Дедерене. А. Л. Станиславский предположил, что после разгрома казаков под Москвой в июле 1615 года, А. Лисовский, по существу, предложил свою кандидатуру на место вождя русских казаков, недовольных правительством Михаила Романова. Ю. М. Эскин считал, что канцлер Сапега и гетман Ходкевич задумали прощупать прочность новой власти с помощью военного рейда в Россию. В описании похода А. Лисовского практически ни один из авторов не использует польские источники, в основном они опираются на летописные источники, которые требуют дополнительной проверки.
Отдельно стоит выделить труд шведского историка Ю. Видикинда, изданный в 1671 году. Он включил в свою историю рассказ пленного «боярина» Михаила Клементьева, рассказавшего о бедах Московского государства, в том числе и о походе А. Лисовского. В своей работе он в большом объеме использовал подлинные документы. В описании русско-польских отношений он пользовался сочинением Кобержицкого «История Владислава, государя польского и шведского», изданного в 1655 году.
Использование всего комплекса русских, польских, шведских, нидерландских документов, поздних нарративных источников, документов делопроизводства, польской переписки, а также изданных в 1995 году и практически никем не используемых документов Разрядного приказа, касающихся похода А. Лисовского, позволяет проанализировать, пересмотреть и уточнить сложившиеся представления о рейде польского полковника.
Проведенный анализ источников позволяет свидетельствовать, что в 1615 году А. Лисовским был предложен Я. К. Хоткевичу поход в Россию, сильно напоминающий события 1607 года. Предлагалось собрать воинов, промышляющих грабежами и насилиями и вывести их в Московское государство, в котором постоянно вспыхивали казацкие восстания. Используя свою известность, А. Лисовский предполагал собрать под свои знамена всех недовольных М. Романовым. Набрав около 600 человек, он подошел к Брянску. В его войске были как добровольцы, так и около 15 человек наемников, получивших деньги за три месяца вперед. К середине июня жалование, полученное ими, было отработано. В апреле к нему пришло еще две хоругви. К его войску примкнуло около ста русских казаков из войска Заруцкого и других, в том числе перебежавших от Д. М. Пожарского. И, наконец, к нему подошло еще шестьсот человек, присланных королем. Как удалось установить, нидерландские и шведские источники сильно преувеличивают численность войск польского полковника. В действительности к моменту встречи с войском Д. М. Пожарского у А. Лисовского насчитывалось около 1500 человек, из которых ратному делу были пригодны около 700 человек. Все свои действия польский полковник осуществлял в соответствии с инструкциями Я. К. Хоткевича. Установлено, что уже с самого начала похода начинает складываться легенда о постоянном успехе, который сопутствовал А. Лисовскому в борьбе с превосходящими его силами противника. Однако сопоставление событий, нарисованных польскими исследователями, с документами Разрядного приказа позволяет внести существенные корректировки в толкование данных событий и утверждать, что отряду польского полковника противостояли измученные голодом и безденежьем гарнизоны, уступающие ему по численности, которые до прихода Д. М. Пожарского были лишены поддержки Москвы.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ