Стокгольмская выставка и шведский функционализм
Летом 1930 г. в одном из самых живописных мест Стокгольма — в районе залива Юргордсбрюн — открылась необыкновенная выставка. Создавалось впечатление единой, пока непривычной для шведского глаза модернистской архитектурной композиции Главным архитектором Стокгольмской выставки, крупной национальной экспозиции, был Гуннар Асплунд. Для Швеции начала 1930-х гг. Стокгольмская выставка была весьма смелым экспериментом и своего рода культурным шоком.

Ее воспринимали как необычный город нового делового жизненного стиля, стремительной коммерции, невиданных транспортных средств, как некое предвидение новой культурной формы и, тем самым, нового общества. Ведущей темой выставки стал функционализм в архитектуре и предметном творчестве.
При этом новая пластика, новая аскетическая, технизированная и «функциональная» форма понимались как средства решения насущных экономических, социальных и культурных проблем. Важнейшими механизмами действия в этом плане считались рационализация и стандартизация процессов проектирования и промышленного производства.
Экспансия нового пластического языка, заявленная Стокгольмской выставкой, увязывалась с формированием концептуальных основ будущего социального государства, «Дома для народа», строительство которого вскоре началось. Существенно, что в то время шведские архитекторы (они же одновременно и дизайнеры) заняли лидирующие позиции в развитии страны, их идеи оказали заметное влияние на начальный этап становления шведской модели государства благосостояния.
Говоря о формо- и стилеобразующих аспектах функционализма, стоит заметить, что он строился на идее вторичности формы объектов архитектуры и дизайна по отношению к их функции. Прекрасным. по мысли функционалистов, было то, что строго целесообразно. Назначение и конструкция объекта должны определять его форму, при этом историческая традиция стилей полностью отбрасывалась. Функционализм получил особый импульс к развитию в Европе в 1920-х гг. в связи с теоретической и практической деятельностью Ле Корбюзье и особенно Баухауза в Германии, где новый проектный подход тесно сочетался с решением социальных программ, в США в 20-30-е гг. XX в. Функционалисты занимались всей палитрой проектных работ; от новых принципов градостроительной планировки, индустриализации гражданского строительства, рационального улучшения функционально-конструктивной основы зданий — при поисках их художественной выразительности — до разработки мебели и посуды. Одним из важных ориентиров функционализма было создание нового типа жилищ. Возникли так называемые дешевые дома и минимальное жилище, где делались попытки сочетать экономичное использование весьма ограниченного пространства с сохранением за каждой жилой ячейкой ее социальных и бытовых функций. Архитекторы много занимались в теории и на практике проблемами внутреннего оборудования жилищ, т. е. были одновременно и дизайнерами по современной терминологии. Разрабатывались конкретные концепты оборудования и мебели, пропагандировалось многопланово используемое, ясное и простое, свободно формируемое пространство квартир без декора и украшений, с легкой складной и убираемой мебелью.
Функционализм казался действенным средством для решения целого комплекса проблем. Важно, что он нес с собой широкую социальную программу, причем в центре внимания был демократический и фактически правозащитный идеал. «Машина», новые технологии и материалы должны были служить новому, более справедливому обществу. Оптимизм в отношении технического прогресса связывался с формированием нового образа человека и новых отношений — рациональное строительство городов, жилищ, их «научное» благоустройство должны были этому с способствовать.
С начала XX в. вопрос о жилище стал все более приобретать социально-политическую окраску. В первую очередь речь шла о жилье для индустриальных рабочих. В 1912-1918 гг. изучением проблемы занималась социальная комиссия, созданная либеральным правительством. Результатом ее работы стал первый в Швеции аналитический документ по жилищным проблемам «Практичные и гигиеничные жилища», опубликованный в 1921 г. В дальнейшем архитекторы все более стали вовлекаться в постановку и решение жилищных проблем. Многие из них поставили социальные проблемы в центр своей деятельности. К концу 1920-х гг. функционалистские влияния в Швеции усиливаются. Многие шведские архитекторы и дизайнеры начинают работать с обнаженными формами и новыми материалами — стальной трубкой, стеклом и бетоном. Тяжелые стены заменяются более тонкими бетонными с белой гладкой оштукатуренной поверхностью. Стекло заполняет огромные плоскости и служит одновременно функциональным и декоративным элементом экстерьеров и интерьеров. Для многих домов характерны кубическая форма, окна во весь фасад, плоская крыша.
Функционализм в Швеции в 30-е гг. множился и изменялся, приобретая все более мягкие и дружественные формы. Ремесленная традиция продолжала существенно влиять на формо- и стилеобразование. Уже через несколько лет после Стокгольмской выставки формы и зданий, и предметов стали мягче. Стальная трубка в каркасах мебели сменилась гнутой древесиной, что более отвечало вкусам северян и жизни в условиях сурового климата
Во всемирно известном английском журнале «Architectural Review» отмечалось. что именно шведам удалось укротить машинную эстетику и направить ее в гуманистическое русло. Развитие функционализма в его новых модификациях продолжалось и в дальнейшем, сопрягаясь с нуждами и потребностями изменяющегося общества.
Но с другой стороны, именно Швеция, по-видимому, стала полноправной наследницей социальных и демократических идей функционализма. Это демонстрировала, например, архитектура шведского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.
Еще одно определение широко распространилось в отношении модифицированного шведского функционализма в англоязычной интерпретации — «Swedish Modem», прозвучавшее впервые в связи с выставкой шведского художественного ремесла и промышленности в Нью-Йорке на Всемирной выставке 1939г. Так назывался и шведский павильон. Новшеством казались американцам и посетителям и других стран мягкие, но функциональные формы мебели, подвижная меблировка, отсутствие декоративных излишеств и в то же время прекрасные, насыщенные цветом ткани. Более всего привлекали интерьеры, созданные Эстрид Эриксон и Йозефом Франком

Термин «Swedish Modem» широко распространился. Впоследствии его стали употреблять в отношении лучших дизайнерских работ второй половины 1930-х гг., ставших своего рода классикой в истории дизайна. Наиболее фундаментально история победы функционализма в Швеции и Стокгольмская выставка исследованы в работе П. Г. Роберга «Прорыв функционализма». Анализ программы шведского функционализма 1925-1931гг.
До настоящего времени этот труд представляет собой серьезный источник сведений и основополагающих выводов на базе анализа огромного фактического материала, сопоставления практики и теоретических выкладок. Отдельная глава посвящена Стокгольмской выставке 1930 г.. ее месту в истории шведского функционализма, главным действующим лицам, дискуссиям и дебатам и др.
«Проект» функционализма в Швеции также в известном смысле может быть назван «сильным» — волевым, жестко рациональным. не лишенным глобальных установок.
Тем не менее это в целом один из самых успешных проектов в мире. позволивший увязать решение социально-политических, экономических и культурных задач, при этом главным рычагом действия были этико-эстетические концепции формообразования.
В противоречивом мире социального реализма, зацепок за традиции 1930-х гг. шведская проектирующая интеллигенция смогла выбрать очень точный «средний путь», позволивший остаться на твердой почве практических задач и решать их с беспримерным успехом. Стокгольмская выставка 1930 г. была одной из важнейших вех на этом пути.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ