Защита прав женщин в контексте гендерного равноправия

Анализ гендерного равноправия в шведском обществе — с акцентом на положение женщин — через призму законодательства этого государства представляется важным и актуальным по многим причинам. Механизмы достижения равноправия полов интересны не только историкам-скандинавистам, но и современным российским социологам и политологам. Опыт Швеции может и должен быть принят к сведению при формировании современного российского демократического общества, существование которого немыслимо без равных прав и возможностей всех граждан в различных сферах. Швеция, будучи одним из признанных мировых лидеров в обеспечении гендерного равноправия, должна стать примером для Российской Федерации по внедрению гендерного аспекта и гендерного анализа во все экономические и политические программы государства. Изучение положительных результатов социального развития шведского общества, а также методов их достижения должно явиться основой создания продвинутой и в то же время адаптированной к российским реалиям политики гендерного равенства в России.

В Швеции соблюдение прав человека в отношении женщин гарантируется Конституцией и рядом законов, главным из которых является Закон о равных возможностях. Семейное законодательство и законодательство в области образования, а также другие законы содержат положения, направленные на улучшение статуса женщин и на обеспечение равенства между мужчинами и женщинами. Отдел по вопросам равенства полов Министерства промышленности, занятости и связи тщательно изучает все предложения для нового законодательства с тем, чтобы отразить проблему равенства между мужчинами и женщинами.
Защита прав мужчин и женщин в сфере трудовой деятельности
В 1998 г. в Законе о равных возможностях были усилены положения, касающиеся сексуального домогательства: в закон было включено определение сексуального домогательства, а также внесены уточнения о том, что наниматель обязан принимать решительные меры для ограждения наемного работника от сексуального домогательства. Согласно закону наниматель, не выполняющий свои обязательства, будет вынужден выполнить их под угрозой наказания в виде штрафа и возмещения ущерба потерпевшему работнику.
Другая поправка касалась защиты от дискриминации претендентов на рабочие места. Закон предписал защиту осуществлять в отношении претендентов в течение всего процесса найма независимо от того, принято ли решение о найме. Для установления факта дискриминации нет необходимости проводить прямое сравнение с лицом противоположного пола.
В соответствии с законом наниматели и работники в своих усилиях по достижению равенства в трудовой жизни должны способствовать созданию одинаковых возможностей для изменения уровня заработной платы как мужчин, так и женщин.
Ежегодно все наниматели проводят обзор и анализ норм и практики с точки зрения заработной платы и различий в ней между мужчинами и женщинами, выполняющими работу равной значимости. Цель обзора ставок заработной платы состоит в выявлении и предупреждении их необоснованных различий, а также различий в условиях занятости между мужчинами и женщинами и принятии в этой связи соответствующих мер. Все наниматели, имеющие в своем штате более девяти работников, согласно закону обязаны разработать план действий по обеспечению равной заработной платы. Общие денежные возмещения подвергшимся дискриминации лицам должны не распределяться поровну между ними, а выплачиваться каждому человеку индивидуально с учетом причиненного ему ущерба.
При изучении основных шведских законов, регламентирующих гендерные взаимоотношения, нельзя не отметить, что общая цель шведского правительства в отношении равенства полов остается неизменной: мужчины и женщины должны обладать равными правами, обязанностями и возможностями во всех областях жизни. Шведское правительство планирует и в дальнейшем осуществлять строгий гендерный анализ новых законопроектов, а также стремиться повышать уровень гендерного равноправия.

Швеция занимает одно из лидирующих мест в мире по участию женщин в экономике, политике и производственной жизни. Равноправие женщин обеспечивается не только законодательными актами, но и развитой системой социальной поддержки семьи и материнства. Анализ шведского законодательства по защите прав женщин показывает, что шведское равноправие полов является примером для всего мира.
Однако на практике дело обстоит немного иначе. Швеция, находясь в фарватере американской политики, порой готова защищать права женщин столь рьяно, что это граничит с нелогичностью.
Ярким примером может служить дело основателя «Викиликс» Джулиана Ассанджа. Шведская прокуратура выдала ордер на его арест по обвинению в изнасиловании одной шведской гражданки и сексуальных домогательствах к другой. Общественность вполне закономерно возмутилась таким аморальным и недостойным поведением журналиста. Но вскоре стали известны подробности обвинения: Ассандж вступил в повторный половой контакт с «мисс А» без контрацептивных средств, пока она засыпала, и несколькими днями позже совершил половой акт с «мисс В» с порванным презервативом. Обе женщины признали, что секс начинался как добровольный.
По представлениям российского обывателя подобные действия нельзя рассматривать как сексуальные преступления, но согласно шведским законам изнасилованием считается не только прямое насилие, но и секс без использования презерватива в случае несогласия на него одного из сексуальных партнеров.

Дело, которое сначала посчитали незначительным и даже закрыли, возобновили вновь, и вот оно уже тянется около полугода начиная с 20 августа 2010-го, когда пострадавшие подали заявления. Поскольку действия Ассанджа- «разоблачителя» не являются преступными, его попытались «подвести под другую статью», и тут Швеция оказалась подходящей сценой. Борьба за права женщин в королевстве очень активна, и порой это государство именуют страной победившего феминизма. Основная цель дела Ассанджа — его экстрадиция из Великобритании, где он ныне находится под домашним арестом, в Швецию с последующей экстрадицией в США, где ему грозит обвинение в шпионаже.
Ричард Пендлберри из «Daily Mai» заявляет, что «австралийский правдолюб стал жертвой очернительной кампании американского правительства». Да и сам Ассандж в интервью газете «El Pais» утверждает, что «это последняя акция кампании по дискредитации», объектом которой он является. По образному выражению шведского журналиста Петера Ларсона из «Aftonbladet», чем ярче прожекторы СМИ освещают личные дела Ассанжда, тем дальше в тень уходят раскрытые им военные преступления.
Со своей стороны, Ассандж сказал в интервью газете «The Times», что «есть весьма красноречивые доказательства» того, что две женщины, подавшие на него заявление, сделали это по нескольким причинам сразу: из желания мести, ради денег и под давлением полиции.
Таким образом, дело Ассанджа иллюстрирует тот факт, что шведское законодательство в отношении защиты прав женщин иногда можно использовать для целей, не отвечающих заявленным высокоморальным установкам. Идея борьбы за гендерное равенство становится прикрытием истинных мотивов, используется для достижения совсем иных целей.
Мысль о том, что не только сами шведские законодательные акты, но и методы их воплощения в жизнь могут и должны стать образцом при формировании и развитии современного российского демократического общества, безусловно, верна, но при этом очень важно учитывать российский менталитет и многие наши исторически сложившиеся особенности, а не просто копировать опыт соседей.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*