Здесь, там - путаница
Всеобщей практикой в польской социологии после 1989 г. считает Анна Сосновска (Школа социальных наук), является интерпретация социальной истории Польши и текущих изменений с помощью категорий, выработанных западной либеральной социальной мыслью (главным образом теорией модернизации), проецирующей западный исторический опыт на остальные районы мира. Популярность этой интерпретационной парадигмы связана с отношением польской политической элиты к марксизму и традиционному разрыву между Западом как источником норм и здешней общественной действительностью.
А.Соосновска предлагает другую интерпретацию польского социального развития, особенно в период I Республики, Польской Народной республики и после 1989 г. Согласно этой интерпретации, польская действительность - путаница, смешение сложных влияний западной модели развития, элементов, характерны для периферии Мировой капиталистической системы, и черт, присущих только польскому обществу. Чтобы подчеркнуть модельный характер рассуждения и избежать повторения слов "Европа" и "Запад", автор использует метафору "Там". Противоположностью "Там" является "Здесь", оно будет символизировать понимаемое как модель современное польское общество.
История современного Запада представляется автору как непрерывное течение либерального, социального и постсовременного моментов. Историческое развитие Запада было уникальным процессом и не повторится больше нигде, а в особенности в Восточной Европе и Польше. Теория модернизации "не оправдывает себя" при описывании иных обществ, чем те, на истории которых выросла. А анализ незападных обществ в ее категориях является незаконной проекцией исторического опыта Запад на остальной мир.
Теоретической схемой, в значительной степени помогшей автору в создании "модели путаницы", является теория мировой системы (Валлерштейн, Робертсон, Фитерстоун).
Польские социологи и публицисты, говоря о "нормальной" модели раздела политической сцены, а также политики, ориентирующиеся на западное разделение на правых и левых, имеют претензии к польской действительности, где правые - это совсем не сторонники свободного рынка и ограниченной роли государства, а левые - не борются за социальные права и не представляют наемных работников. Для них "Солидарность" - это удивительная группа, так как публично выступает в правых коалициях как поборник христианских ценностей и сильной позиции католической церкви, а как профсоюз должна находиться традиционно среди левых. В свою очередь, польские партии, определяемые как правые, это с "нормальной" точки зрения, -какое-то смешное недоразумение, так как их программа - "это же настоящий социализм". Вместо возможного восторга перед новым открытым политическим и интеллектуальным пространством, мы грустим, что дела складываются не так, как в американских учебниках политологии.
Является историческим фактом то обстоятельство, что события новой истории Запада, считающиеся ключевыми (Реформация, колониализм, либеральная революция, постепенная демократизация политической системы) и служащие основой объяснения социальной действительности и изменений политических институтов (развитие капитализма, возникновение конституционной республики, парламента и политических партий), не были уделом наших стран или были им в иной степени и смысле. Восточная Европа не тождественна Западу и не является его запоздавшим воссозданием. Поэтому надо отбросить мысль, что Здешнее развитие происходило бы точно так же, только с опозданием, если бы не "холодная война" или "черная дыра" реального социализма. Вместо того, чтобы постоянно глядеть на Тамошние образцы, надо усвоить, что Здешняя действительность является смешением исторических и современных черт Запада, элементов, характерных для зависимых, периферийных стран, и ее таких исключительных черт, как географическая близость к историческому центру, уникальный статус интеллигенции и опыт реального социализма.
Период ПНР представлял собой дальнейшее смешение и путаницы разных моментов. Сам марксизм-ленинизм как идеология государств советского типа была смешением идеалов либерального и социального моментов. Элементами либерального момента были индустриализация, урбанизация, секуляризация и рационализация общественной жизни, а также парламент, выборы и конституция. Полная занятость, бесплатное образование, всеобщее здравоохранение, социальное обеспечение по болезни и старости, влиятельные профессиональные союзы - это ведь идеалы западного социального момента. Поскольку исторические процессы Здесь и Там происходили по-разному, то, что происходило Здесь, не могло быть только смешением Здешности и того, что Там уже произошло. По мере того, как исключение из мировой капиталистической системы и создание альтернативного экономического и военного блока становились все менее реальными, терял привлекательность идеал нового социалистического человека, а Здешняя действительность во все большей степени приобретала черты Тамошней современности. Социально самыми важными были эхо уровня и вида потребления и эхо политических идей.

Идейный замысел, стоящий за начавшимися в 1989 г. изменениями, был результатом этих двух видов эха, имеющего корни в старых мечтах "быть в Европе". Пропаганда, сопутствовавшая изменениям и имеющая сильного союзника в популярных представлениях о том, как есть Там, внушала, что эти эхо могут быть реальными при условии достижения Тамошнего состояния. Популярным было следующее рассуждение. Первой и основной задачей является создание либеральных условий, как можно более схожих с либеральным моментом Там: освободить рынок, признать частную собственность и частное предпринимательство, ввести правила капиталистической рациональности, обеспечить права человека (например, личной неприкосновенности) и права гражданина, прежде всего свободы слова и массовых организаций. Это образ мышление, с одной стороны, является историческим, допускающим строительство идеального, рационального и универсального общества без учета его прошлого исторического опыта, а с другой - мифологическим, так как предполагает, что введение либеральной демократии Здесь принесет такое же социальное развитие, какое принесло в свое время Там.
мировой новостью, а только попыткой имитации, как на других перифериях; Здешний капитализм будет периферийным капитализмом, очень чувствительным к колебаниям международной конъюнктуры и к интересам чужого капитала.

Разные политические круги в Польше живут в разных мирах, хотя все миры представляют собой форменную путаницу. В этих мирах по-разному смешаны досовременные, либеральные, социальные и постсовременные тенденции Запада, элементы, типично периферийные, и исторически сформированные местные черты. Польская политическая дискуссия происходит не между статистами и сторонниками свободного рынка, не между правыми и левыми в Тамошнем смысле. Важнейшим разделением, которое удалось создать формированию "Союз демократических левых сил" (SLD), с одной стороны, и ориентации, представляемой "Избирательной акцией Солидарность" (AWS) и "Движение возрождения Польши" (ROP), с другой стороны, является разделение, вызванное отношением к культурным, просветительным и политическим постулатам либерального момента Там. Со стороны SLD это одобрение, хотя и вынужденное, политических либеральных постулатов, идея олигархического развития в рамках периферийности и принятие постсовременных Тамошних бытовых постулатов, использование постсовременной политической технологии. Со стороны AWS и еще сильнее ROP -это критика либеральноподобного момента Здесь с позиции, уязвленной периферийности, которая сама с собой не согласна. Не соглашается она ни на маркетинговое отношение к политике, ни на постсовременные изменения обычаев. Идеи развития тоже противоположны: периферийность неприемлема, а лекарством от нее может быть только как можно более длительный период экономической самодостаточности в рамках народного государства. Не отрицая этих линий разделения, автор все же предлагает признать важнейшими те из них, которые относятся к месту страны в мировой системе.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ