Зарождение женского движения на польских землях в XIX в.

Феминистское движение, понимаемое как усилия женщин (и поддерживающих их представителей сильного пола), направленные на завоевание равных прав с мужчинами в труде, общественно-политической и культурной жизни, зарождается в XVIII в. Впервые требование о предоставлении женщинам равных с мужчинами политических прав было выдвинуто во время войны за независи­мость Северной Америки в 1775-1783 гг. Его поддержали такие известные общественные деятели, как Мерси Уоррен, Абигайль Адамс и др. Начало организованного женского движения в Европе от­носится ко времени Великой французской революции. В годы революции женщины из народа при­нимали активное участие в массовых выступлениях, а также посещади курсы маникюра. Именно тогда во Франции стал выходить первый журнал, посвященный вопросам борьбы женщин за равенство, возникли первые женские организа­ции - революционные клубы, деятельно участвовавшие в партийно-политической борьбе. В 1791 г. Национальному собранию Франции была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», подготовленная Олимпией де Гуж по образцу «Декларации прав человека и гражданина». Деклара­ция была направлена против господства мужчин над женщинами и требовала от мужчин признания полного социального и политического равноправия женщины во имя осуществления всеобщих чело­веческих прав. Однако большинство вождей французской революции отвергли идею равноправия женщин, и в конце 1793 г. все женские клубы были закрыты. В Англии требование гражданского равноправия женщин было сформулировано Мэри Уолстонкрафт в книге «Защита прав женщины» (1792), ею же были намечены основные линии будущего феминистского движения.

Историки отмечают, что разделы Речи Посполитой повлияли не только на общее развитие страны, но и на жизнь женщины, потребовав от нее изменения статусной роли. Уже представители Просве­щения, в их числе Гуго Коллонтай, во время обсуждения вопроса о реформировании системы образо­вания выступали за повышения уровня подготовки девушек. В утратившей независимость Польше женщина получила новую роль - не просто матери, но и воспитателя новых поколений патриотов и патриоток, готовых бороться за свободу своей страны, от нее стали ожидать готовности к жертвам и полной преданности великим целям.
Современные исследователи женского движения на польских землях выделяют несколько его эта­пов. Хронологические рамки первого этапа, характеризующегося зарождением идей равноправия, охватывают период от начала до последней трети XIX в.
В начале XIX в. на польских землях появляются первые сторонницы женского движения, жизнь и творчество которых связаны с борьбой за равноправие. Их предводителем была Клементина Таньская-Хоффман (1798-1845). Судьба ее семьи, участвовавшей в восстании Костюшко, типична для то­го времени: ее деды погибли в 1794 г., а отца лишили поместья. Родители были вынуждены пойти на службу к князьям Чарторыйским, а дочь отдать на воспитание. В результате К. Таньская-Хоффман стала первой польской писательницей, уже в девичестве жившей в основном на собственные зара­ботки. При этом она впервые выступила и с критикой патриархальных основ современной ей жизни, регулирующих взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
К. Таньская-Хоффман в 1819 г. выпустила справочник для матерей и дочерей, в котором, правда, оговаривала, что не поддерживает идей эмансипации. Она не ставила под сомнение духовное пре­имущество мужчины, но противопоставляла ему женщину как хранительницу моральных устоев и культуры. Исходя из убеждения, что представители обоих полов играют, хоть и разные, но одинаково важные роли, она утверждала: «Женщина заслуживает к себе такого же уважительного отношения, как и мужчина».
К. Таньская-Хоффман занималась также педагогикой. В 1824-1828 гг. она выпустила первый польский детский журнал «Игры для детей», в котором давала матерям советы по воспитанию, счи­тая, что внутренней жизнью семьи должна заниматься исключительно женщина, воспитывая в детях все добродетели.
По мнению известной общественной деятельницы П. Кучальской-Райншмит, К. Таньская-Хоффман «прежде всего была автором первого у нас [поляков. - Х.Е.] феминистского романа под за­главием «Кристина», в котором возражала против распространенного мнения о том, что «женщина является нулем, которому только цифра мужчины придает ценность» и даже развивала положение о возможности счастья и общественной пользе незамужней женщины»1.
Известно, что в 1830—1850-е гг. существовала тайная группа «энтузиасток» под руководством Нарцызы Жмиховской (1819-1876), которая «была учителем, подругой и предводителем многих женщин». Она была связана с радикальными демократами из Польского демократического общества. Среди последовательниц Жмиховской можно назвать Эмилию Госселин, Фаустину Мокрицкую, Паулину Збышевскую, Теклу Добжиньскую и других, в том числе небольшое число мужчин. «Энту­зиастки» были «женщинами, которые горячо полюбили стремление к знанию, правде и личной сво­боде». К сожалению, более подробных сведений об этом обществе не сохранилось, а о характере его программы историки спорят и по сей день.
Как отмечает польская исследовательница А. Гурницкая-Боратыньская, «с 30-х гг. XIX в. обязан­ности по воспитанию детей полностью легли на женские плечи, муж и отец осуществлял лишь фор­мальное руководство». Правда, развитие промышленности и связанных с ней областей давало жен­щине все большие возможности зарабатывать. Так, на рубеже XIX-XX вв. занятые в текстильном производстве женщины часто были главными кормильцами в семьях, однако это не освобождало их от выполнения домашней работы, но они не всегда имели возможность найти занятие, которое не вы­зывало бы общественного осуждения и обеспечивало не только прожиточный минимум, но и воз­можность создания семьи. Об этом, например, свидетельствует напечатанная в одном из номеров женского журнала «Сьвит» в 1886 г. статья Паулины Кучальской-Райншмит «Варшавянки в свете статистики». Автор указывал, что 53% жительниц столицы были одинокими и проживали отдельно от своих семей1, состояло на учете 582 проститутки, а из 578 зарегистрированных нищих 415 были женщины. К тому же мужчинам было легче получить работу даже в таких, казалось бы, предназна­ченных для женщин областях, как приготовление колбас или сахароварение. Правда и то, что жен­щинам начали разрешать работать телефонистками на телефонных станциях, а позже и на почте.
В 60-е гг. XIX в. в Австрийской империи появляются специализированные школы для девушек, готовящие своих учениц к надлежащему ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Не­смотря на то, что целью данных учебных заведений не являлась подготовка девушек к другим про­фессиям, которые могли бы дать им возможность материально обеспечивать себя в будущей само­стоятельной жизни, было много образованных женщин. Накопленный в этих высших школах опыт преподавания позднее учитывался при подготовке новых программ польского женского среднего и высшего образования. В 1868 г. в Кракове Адриан Баранецкий организовал Высшие женские курсы, пользовавшиеся отменной репутацией, поскольку преподавали там профессора Ягеллонского уни­верситета. Девушек готовили к профессиональной деятельности в области образования, торговли, администрации и т. д.
Таким образом, правовое и материальное положение женщин во всех трех частях разделенной Польши в 60-70-е гг. XIX в. было, по существу, одинаковым. Как отмечает Б. Петров-Эннкер, они традиционно имели минимальные права, «католическая церковь, используя свое влияние, ... боро­лась против усиления позиции женщин, стремилась к тому, чтобы они упражнялись в покаянии и воздержании, выказывали смирение вместо гордости, слабость вместо силы. Такой пример поведения давался в том числе, и при помощи легенд о таких святых, как Ядвига, Кинга и Анна». В большинст­ве случаев женщина жила в материальной зависимости от мужа, исключения составляли те образо­ванные представительницы шляхты, чьи семьи имели большое влияние, были богаты и поддержива­ли их стремления к обретению независимости.
Родоначальницы женского движения своими публикациями помогли образованному польскому населению понять ущемленное положение женщин в обществе. Более четко феминистская мысль во всех трех частях бывшей Речи Посполитой начинает формироваться только в последней трети XIX в., так как в этот период создаются организации для консолидации феминисток. Активистки движения постепенно подготавливали общество к восприятию своих идей.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*