Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 1
Франциск Ассизский: исторический портрет. Часть 1
Из всех религиозных деятелей западной Европы Франциск Ассизский, без сомнения, самый любимый и самый известный в восточнохристианском мире. При длительных непростых отношениях между западной и восточной христианскими церквами его фигура всегда была неким связующим и объединяющим звеном двух культур. Франциск и сейчас остается самым почитаемым в России подвижником Запада и самым близким для православного сознания, находящего неожиданные и справедливые параллели с личностями восточнохристианских подвижников.
Фигура великого мистика Франциска с его глубочайшим внутренним миром и острейшим ощущением личной сопричастности человеческим страданиям и ответственности перед миром и Богом всегда привлекала российскую интеллигенцию. Восприятие образа Франциска и францисканских идей в русской литературе конца XIX - начала XX столетия и в особенности в русской религиозной философии и исторической науке - тема огромная, открывающая все новые аспекты и уровни и безусловно требующая отдельного большого исследования. Целый ряд сопоставлений - Толстой и Франциск (толстовское непротивление злу и францисканство), Бердяев и Франциск (идея Бердяева о Франциске как о вдохновителе Возрождения), Достоевский и Франциск (идеи бедности, унижения и страданий) - может дать достаточно материала для анализа, далеко не исчерпав проблемы. Вспомним, например, об исключительно важном месте, которое занимает Франциск в творчестве Достоевского, наделившего старца Зосиму чертами ассизского святого. Францисканские идеи у Достоевского - тема слишком глубокая для рассмотрения ее в рамках нашей работы.
Серебряный век стал временем всестороннего внимания к личности Франциска как в среде творческой интеллигенции, так и в научных кругах. Его раздвоенная мятущаяся личность оказалась созвучной эстетике декаданса и самому духу «конца эпохи» - вспомним слова Ле Гоффа о «мироощущении эпохи упадка». По мысли Лихачева, в это время особо обостряется интерес к Предренессансу, а Франциск Ассизский и Джотто воспринимаются как знамя Италии.
В эпоху Серебряного века в России появляются несколько переводов на русский язык «Цветочков», а также целый ряд работ о Франциске как популярного характера, так и научных. Именно тогда происходит знакомство русской интеллигенции с известной книгой П. Сабатье «Жизнь Франциска Ассизского» (1894 г.), наложившей глубокий, хотя и не всегда адекватный отпечаток на восприятие личности Франциска русским декадансом. Совершенно закономерно «популярными становятся не столько его сочинения и агиография, сколько тип личности и дух его поступков». В это время появляются работы о Франциске и францисканском наследии И. М. Гревса, С. А. Котляревского, В. И. Герье, Л. П. Карсавина, П. М. Бицилли, П. П. Муратова, Д. С. Мережковского. Купить
Поэзия Серебряного века также не осталась в стороне от обаятельного образа итальянского святого. Серебряный век взрастил своего рода культ Франциска, о нем вспоминают, говорят, спорят в литературно-философских сообществах. Здесь мы лишь перечислим авторов, оказавшихся под впечатлением масштаба личности и дела Франциска. Это Эллис (Л. Л. Кобылинский), В. В. Вересаев, Д. И. Коковцев, М. Волошин, А. Блок, Б. Пастернак, М. Кузмин и, конечно, Вяч. Иванов.
Личность Франциска Ассизского необычна и многогранна, и литераторы Серебряного века делали акцент на наиболее близких им ипостасях его образа: Вяч. Иванов - на славословии, М. Волошин - на стигматизации как искупительной жертве, Д. Мережковский - как на провозвестнике царства св. Духа, А. Блок - на аскетическом служении, М. Кузмин - на умиленно-радостном восприятии мира.
Франциск Ассизский (1182-1226) родился в маленьком итальянском городке Ассизи в Умбрии (центральная Италия). Ассизи - город очень древний даже по итальянским масштабам; он был основан еще этрусками в доримскую эпоху; в нем около 50 г. до н. э. родился поэт Проперций. В Средневековье это был город, ничем особо не примечательный, кроме неприступной крепости, нескольких романских церквей и античного храма Минервы. Через столетие Данте сравнит Ассизи с солнцем, восходящем над миром, а впоследствии он станет одним из важнейших религиозных центров для всего католического мира, сокровищницей итальянского искусства, целью паломничества поэтов и художников, городом-символом.
Источников, по которым можно составить себе определенное представление о жизни Франциска, довольно много: это и его официальные церковные биографии, и так называемая народная житийная литература.
Отцом Франциска был богатый итальянский купец Пьетро Бернардоне, торговец тканями, а мать Джованна Пика принадлежала к знатному французскому (или, вероятно, провансальскому) роду - Франциск от рождения был двуязычен, причем, как сообщают его биографы, в экстатическом состоянии он переходил на французский. Само имя «Франциск» неясного происхождения (при крещении он получил имя Джованни в честь Иоанна Крестителя) - это скорее лишь прозвище (т. е. «француз»), данное ему из-за его происхождения и увлечения французской культурой. В качестве имени оно стало известно в Европе и приобрело широчайшее распространение уже после его смерти и канонизации: Франциск был канонизирован именно под этим странным именем, а не под своим настоящим христианским именем, полученным при крещении, - достаточно редкий факт в истории церкви.
Образование, полученное Франциском, было неглубоким, но и неплохим для юноши из его социального круга: в церковной школе св. Георгия он изучал латынь (не особо прилежно, как явствует из грамматики его тектов) и Священное писание. Настороженное и почти отрицательное отношение к книжной премудрости Франциск сохранил на всю жизнь.
Годы ранней юности Франциска прошли в богатстве, расточительности и беспутстве - он вел разгульную жизнь сына богатых родителей. Его биографы пишут о веселых компаниях, в которых Франциск, обладающий изысканной внешностью и всеми качествами молодого человека из высшего общества, всегда был предводителем. Но его многое отличало от обычного представителя «золотой молодежи» средневекового итальянского города: он зачитывался французскими рыцарскими романами, провансальской поэзией и мечтал о рыцарских подвигах, военной славе, приключениях в дальних удивительных странах и готовился к посвящению в рыцари. В видениях ему представляется «великолепный дворец, в котором он находит всевозможное оружие и прекраснейшую невесту». У него зреет уверенность в своем великом предназначении и необычной судьбе. «Я стану великим государем», «Весь мир будет восхищаться мной!», - говорил он своим друзьям.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ