Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи возрождения

 

Брак как основа социальной структуры итальянских городов-государств эпохи возрождения

В эпоху Возрождения в итальянских городах-государствах институт супружества играл исключительно важную роль, способствуя формированию нового социального порядка. В это время брак особо охранялся и поощрялся законодательно. Правление городов ограничивало рост приданого и расходы на свадьбу для того, чтобы облегчить заключение браков. Города устанавливали суровые наказания за преступления, касающиеся супружества, такие как неверность, многоженство и похищение женщин. Возросшее значение супружества повлияло на идеологию брака. Отношение раннего христианства к супружеству было настороженным. Раннехристианские писатели утверждали, что обязанности брачного союза не только отвлекают от молитвы и религиозных упражнений, но также препятствуют приобретению человеком знаний и развитию его ума. Так, св. Иоанн Златоуст (ок. 347—407), описывая происхождение брака, связывал его с грехопадением Адама и Евы.

В литературе Возрождения этому в значительной степени негативному отношению к браку начали противопоставлять взгляд, что супружество, так же как и девственное состояние, обладает большим достоинством, а семейный союз приносит несомненную пользу и человеку, и обществу. Например, Колюччо Салютати (1331—1406), канцлер Флорентийской республики, в 1392 г. писал, что брак освящает естественный союз двух полов и что только дети, рожденные в законном браке, обеспечивают продолжение семьи и общества в целом . Знаменитый гуманист Эразм Роттердамский (ок. 1446—1536) утверждал, что «если девство можно характеризовать как ангельское состояние, то супружество является надлежащим состоянием для человека» . Во Флоренции в 1421 г. была даже сделана попытка, правда безуспешная, исключить холостых горожан из управления государством на том основании, что те, кто не был готов к тому, чтобы взять на себя ответственность за содержание семьи и воспитание детей, не был также готов для выполнения государственных обязанностей.

Супружество стали считать полезным для духовного и телесного здоровья людей. Традиционное убеждение, что человек должен подавлять свои сексуальные инстинкты ради духовного совершенствования, критиковалось с той точки зрения, что телесные побуждения естественны и потому хороши и что полного совершенства человек может достичь только в браке. Согласно ученому-медику Леонардо Фиораванти, нет ничего для человека более притягательного, чем секс. Сексуальное желание настолько сильно, что большинство людей не могут противостоять ему. Подавление этого желания ведет к расстройству здоровья и греховным связям, оно препятствует стремлению людей вести здоровый и достойный образ жизни. Поэтому Фиораванти советует всем, кто не хочет принять монашеский обет, поступить в соответствии с Писанием и взять себе жену. Церковь, которая на протяжении позднего средневековья и Возрождения последовательно старалась поставить институт супружества под свой контроль, сформулировала основные цели брака на Тридентском соборе (1545-1563) следующим образом. Церковь признала, что брачное состояние обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, супруги имеют возможность поддерживать друг друга на протяжении своей совместной жизни. Во-вторых, брак предоставляет законную возможность партнерам иметь и воспитывать детей. В-третьих, супружество дает противоядие от похоти и позволяет удовлетворять сексуальные потребности надлежащим образом. Однако основное достоинство брака Церковь увидела в его сакральном характере: супружеский союз был благословен Творцом еще в Эдеме, он обладает благодатью и способен вести супругов к духовному совершенству. Таким образом, в период Возрождения произошло не только оправдание брака как института, полезного для человека и общества в целом, но и его освящение как божественного установления, направленного на укрепление Церкви и духовное совершенствование верующих.

Приняв во внимание идеологические аспекты супружества, рассмотрим далее, какие первоочередные цели преследовало заключение брачных союзов в конкретной социальной обстановке итальянских городов-государств периода Ренессанса. Историко-социологический анализ показывает, что брачная стратегия верхушки общества исходила прежде всего из сословно-политических интересов. Так, Фози и Вискеглия в своей статье «Супружество и политика при папском дворе в 16—17 веках» подчеркивают, что среди различных мотивов, которые способствовали заключению супружеских союзов в Риме, самый мощный стимул «определялся необходимостью создания как можно более широкого фронта сторонников для того, чтобы повлиять на фракции в конклаве». Брачные связи между членами высокопоставленных семейств Флоренции и Венеции — двух важнейших центров ренессансной культуры, также были условием формирования элиты, определяющей политическую жизнь этих городов-государств в период со второй половины

XIV  в. При этом во Флоренции не было издано закона, предписывающего, кто может входить в правящее сословие. Вместо этого появилось только запрещение представителям земельной аристократии занимать важнейшие государственные должности. В Венеции же политическая элита определялась членством в Большом Совете. Однако в обоих городах-государствах именно брачные союзы между представителями высокопоставленных семейств стали основанием для формирования правящей верхушки общества.

Антони Молхо посвятил свое фундаментальное исследование анализу брачных союзов флорентийской элиты эпохи Возрождения и пришел к выводу, что эти союзы, рассмотренные во временной перспективе, свидетельствуют о стремлении богатых и влиятельных флорентинцев к «поддержанию баланса социальных сил в государстве». Купить тюбетейки по самым выгодным ценам вы сможете на сайте tubeteiki.com Историк рассмотрел судьбу 417 ведущих флорентийских семейств за период со второй половины XIV до середины XVI в. и отметил, что более половины этих фамилий продолжали доминировать во Флоренции и в XVII и XVIII столетиях. Историк утверждает, что такие «долгоживущие фамилии» были результатом брачной стратегии элитных семейств Флоренции, которые не позволяли пришельцам извне породниться с ними. При этом обмен людьми и богатством в виде приданого и даров невесте, являющийся результатом супружеских союзов, происходил в сравнительно узком кругу нескольких десятков фамилий. Согласно Молхо, «степень исключительности», свойственная богатым флорентинцам в их брачной стратегии, превосходила избирательность английских пэров в начале Нового времени. Следствием этого стали консервативная стабильность внутриполитической структуры Флоренции и доминирование в общественной жизни одних и тех же семейств на протяжении нескольких столетий. Надо сказать, что флорентийское брачное законодательство также способствовало замкнутости и стабильности элиты. Одним из наиболее важных законодательных актов стало учреждение специального фонда Monte delle doti, предназначенного для помощи гражданам в обеспечении их дочерей приданым. Отцы семейств вкладывали деньги в этот фонд на длительный срок, в течение которого депозит превращался в сумму, составляющую приличное приданое. Фонд был призван помогать всем гражданам, имеющим дочерей. Однако анализ тех лиц, которые получили эту государственную поддержку, выявляет, что деньги фонда использовались в первую очередь представителями элитных фамилий Флоренции.

Интересно, что современники, в частности Палмие ри, воспринимали саму Флоренцию как некую общность влиятельных семейств, которые «дают и получают посредством законных супружеских союзов, и посредством своих браков, а также их любви [друг к другу], они определяют собой значительную часть города». Нужно отметить также, что Козимо Старший (1389—1464) и Лоренцо Великолепный Медичи (14 4 9—1492) — неофициальные правители Флорентийской республики — были хорошо известны своей ловкой матримониальной политикой, направленной на то, чтобы с помощью брачных союзов между элитными семействами Флоренции, заключению которых они способствовали, создавать благоприятные для себя политические коалиции в государстве.

Однако, несмотря на несомненную важность влияния политических мотивов при заключении браков, трудно оценить, насколько они были решающими в каждом отдельном случае. Например, анализ супружеских союзов представителей семейства Ринуччини во Флоренции второй половины XIV — начала XVI в. показывает, что «политические соображения определяли далеко не полностью решения о заключении брака». Семьи молодых людей должны были принимать во внимание не только политические выгоды союза, но и такие факторы, как размер приданого, возможное родство жениха и невесты, которое могло стать препятствием для заключения брака, внешность и возраст перспективных супругов. Кроме того, нужно было учитывать, что «супружеский рынок» для членов высокопоставленных семейств был весьма ограничен из-за замкнутости флорентийской элиты. В особо сложном положении были семьи женихов, поскольку подходящих по возрасту и положению невест было всегда меньше числа перспективных мужей. Поэтому часто важно было не упустить благоприятный момент для заключения союза, иначе молодой человек мог остаться холостяком или жениться не так удачно, как хотелось бы. Вместе с тем Молхо отмечает, что Ринуччини, безусловно, старались избегать вступать в брак с представителями тех фамилий, которые вызвали неудовольствие Медичи, и что политический расчет играл существенную роль при заключении браков Ринуччини в 1440-1460х гг.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*