«Репродуктивный туризм» в России: возможности и проблемы
Увеличение мобильности населения в последние десятилетия обусловило появление новых видов поездок и новых отраслей туристического бизнеса. Одной из таких новинок является «репродуктивный туризм». Само понятие возникло после подписания в 1989 году Международной конвенции ООН, зафиксировавшей право человека на жизнь и продолжение рода, и подразумевает территориальные перемещения бесплодных пар или индивидов с целью доступа к высокотехнологичным методам лечения из регионов, законодательно запрещающих вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), в регионы, официально допускающие эти методы.
Снижение рождаемости, происходящее в большинстве развитых стран, сделало необходимым использование всех ресурсов ее повышения, одним из которых является сокращение числа бесплодных пар. Наиболее эффективным современным методом лечения бесплодия считаются ВРТ, включающие экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО, «зачатие в пробирке»), суррогатное материнство, преимплантационную диагностику наследственных и генетических заболеваний, и ряд других, связанных с манипуляциями на эмбрионах или половых клетках человека. Однако вмешательство в человеческую жизнь на самых ранних стадиях ее развития вызывает серьезные этические проблемы и заставляет правительства многих стран принимать решения, ограничивающие или запрещающие ВРТ.
Ярким примером является Италия, где до 2004 года сфера репродуктивной медицины законодательно не регламентировалась. 19 февраля 2004 года был принят закон 40/2004, запрещающий любые эксперименты над эмбрионами, в т. ч. криконсервацию и извлечение стволовых клеток; привлечение к оплодотворению третьего партнера (донора яйцеклетки или семени); оплодотворение в случае, если один из партнеров умер или является несовершеннолетним. Нарушение закона предполагало штраф до 600 тыс. евро, тюремное заключение и лишение врачебной лицензии. На практике это означало существенное ограничение доступа к ВРТ (хотя указанные технологии за 19972002 годы дали жизнь 4 тыс. детей), и чтобы не нарушать закон, бесплодным итальянцам пришлось отправляться в другие страны Европы и США, где репродуктивная медицина развивается более свободно.
ВРТ — это высокоприбыльная инновационная отрасль, имеющая стабильный контингент потенциальных потребителей. Ухудшение репродуктивного здоровья, связанное с экологией, образом жизни, рост ограничений для беременности и родов по медицинским показаниям, откладывание деторождения до возраста, когда естественные возможности для зачатия и вынашивания ребенка сокращаются, а также прочие социальные и биологические причины вызывают рост общественной потребности в ВРТ. Так, в Италии официально учтено 25 тыс. бесплодных пар (примерно 20% всего населения репродуктивного возраста), и количество их все время растет. В 2005 году Национальная служба здравоохранения насчитала на Апеннинском полуострове 326 медицинских центров (частных и государственных), предлагающих услуги по искусственному оплодотворению; для сравнения: во Франции их 78, в Великобритании — 110, в России — официально.
Первый «ребенок из пробирки» появился на свет в 1978 году в Великобритании, с тех пор в большинстве стран мира ВРТ стали процветающим бизнесом с многомиллионным оборотом. В 1990 году в мире насчитывалось более тысячи центров ЭКО, и к 1995 году 43 страны из разных регионов мира заявляли о применении ими ВРТ. В 2005 году более 3100 клиник из 57 стран добровольно предоставили информацию о количественных и качественных показателях ВРТ а их распределение по регионам мира показало возрастание популярности ВРТ во всех странах независимо от уровня рождаемости. Отправится на отдых в Гоа мечта чуть ли не каждого туриста или любителя экзотики. А для лучшего времяпровождения на отдыхе, многие
Региональная дифференциация репродуктивного законодательства стала одной из причин формирования потоков «репродуктивных туристов». Многие репродуктивные центры начали учитывать этот фактор в разработке политики по привлечению клиентов, вводя комплекс дополнительных, немедицинских, услуг в общий перечень предоставляемых процедур. Например, кипрские клиники, входящие в группу Cyprus RGI, предлагают провести ЭКО в период отпуска, а израильские клиники предоставляют пациентам возможность выбрать место проживания на время нахождения в Израиле, предоставляя варианты разного ценового уровня. В Испании самыми посещаемыми «репродуктивными курортами» стали Валенсия и Барселона, где практикуются различные методы снижения стоимости услуг — от бонусов клиентам, которые периодически повторяют курс, и выплаты неустоек при отсутствии результата до политики eggsharing, предлагающей женщинам взамен на донорство яйцеклетки существенное снижение цен на лечение бесплодия.
Российский рынок услуг репродуктивной медицины начал формироваться позже, чем в других странах, из-за организационно-институциональных причин, однако уже с середины 1990х годов он заявил о себе и внутри страны, и за ее пределами. Нередко этому способствовало то, что первые репродуктивные центры в РФ формировались в рамках совместных проектов с аналогичными зарубежными организациями, что позволило сразу учесть специфику практики ВРТ, избежать ошибок периода становления и добиться эффективности результатов, соответствующих мировому уровню. Внутренние потребности в ВРТ были очень высоки, при недостаточных мощностях первых отечественных репродуктивных клиник они превышали возможности, и потому клиники не только не были заинтересованы в привлечении пациентов, но даже проводили их отбор.
Ситуация радикально изменилась менее чем за десятилетие. К началу 2000х годов. репродуктология стала самостоятельной бурно развивающейся отраслью медицины, привлекательной для молодых специалистов медико-биологического профиля как место приложения труда, а для инвесторов — как направление вложения капитала
в доходный бизнес. Выдача квот из государственного бюджета на лечение методами ВРТ повлияла на конкурентоспособность репродуктивных клиник, поскольку квоты можно реализовать только в медицинских учреждениях государственной формы собственности. Частные клиники, которых большинство, оказались в ситуации «борьбы за пациентов», в т. ч. приезжих.
Однако далеко не все смогли использовать возможности «репродуктивного туризма», хотя отечественное репродуктивное законодательство является одним из самых лояльных в мире и разрешает почти все ВРТ. Лишь некоторые продвинутые клиники, имеющие интернет-сайты, предлагают услуги по размещению пациентов, приобретению билетов, встрече и проводам и пр., хотя платежеспособность обратившихся за репродуктивной помощью позволяет это. Из-за обширной территории России и специфики организации репродуктивных клиник все они расположены в крупных городах и принимают не только российских, но и зарубежных пациентов.
«Репродуктивный туризм» вносит существенные изменения в экономику: современная репродуктивная помощь — весьма дорогостоящая медицинская услуга, и средства на ее оплату остаются на счетах региона, в котором эта услуга оказывается. Как разновидность нового прибыльного бизнеса — медицинского туризма — перспективна в странах, в которых высокие медицинские технологии сочетаются с гибкой пограничной и таможенной политикой, быстрой приспособляемостью к растущим потребностям рынка медицинских услуг и лояльным законодательством, таким образом, «репродуктивный туризм» имеет в России хорошие перспективы.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ