Италия - Ливия: сложности взаимоотношений и перспективы сотрудничества

На протяжении истории Италия и Ливия были тес­но связаны между собой. Колониальное прошлое стран и взаимный интерес обусловили характер взаимоотношений этих двух государств. В статье рассматриваются некоторые аспекты взаимоотношений Итальянской Республики и Ли­вии с акцентом на современный период.

Отношения между Ливией и Италией складывались не всегда про­сто. С 1912 по 1942 годы Ливия находилась в колониальной зависимо­сти от Итальянского королевства, причем завоевание территории Ли­вии продолжалось вплоть до 1930 года, и единая колония Ливия, объ­единившая Триполитанию, Киренаику и Феццан, была создана только в 1934 году. Восстания против иностранной оккупации жестко пода­влялись итальянским правительством. Несмотря на усилия итальян­цев, стремившихся привлечь местное арабское население на свою сто­рону, антиитальянские настроения среди ливийцев были весьма силь­ны. Особенно такие настроения усилились после государственного переворота 1969 года, в результате которого к власти в Ливии пришел полковник Муамар Каддафи, изменивший форму правления в стране сперва на республиканскую, а затем создавший принципиально новую форму государства прямой демократии — Джамахирию. По приказу лидера Джамахирии итальянцы, проживавшие в Ливии (свыше 20 ты­сяч человек), были высланы из страны, а все их имущество конфиско­вано в пользу государства.

Несмотря на этот сюжет в истории отношений двух государств, быв­шему лидеру Итальянской социалистической партии (ИСП), премьер-министру Италии в середине 1980-х годов Беттино Кракси, а позднее и его другу Сильвио Берлускони удалось установить дружеские отноше­ния с Джамахирией. В начале XXI века Каддафи отзывался из всех евро­пейских лидеров лишь о Берлускони как о «близком друге».

За последнее время между странами был заключен ряд значимых соглашений. В первую очередь, стоит упомянуть следующие: Консуль­ская конвенция 1998 года, Соглашение о поддержке и защите инве­стиций 2000 года, Соглашение по борьбе с терроризмом, организо­ванной преступностью и нелегальной иммиграцией 2000 года (в силе с декабря 2002 года), Протокол 2007 года о сдерживании нелегальной иммиграции.

Для итальянской стороны вопрос миграции, в особенности неле­гальной, традиционно оставался острым. Италия, представляя собой «ворота Европы», привлекала нелегальных иммигрантов не только своей географической близостью, но и возможностью найти работу в «теневом» секторе экономики. По официальным данным, незаконный труд в Италии составлял 15,9—17,6 % ВНП. Национальный институт социального обеспечения оценивал показатель в 30 % ВНП на тот же период. Кроме этого, итальянская иммиграционная политика, несмотря на ужесточение норм и правил, периодически проводила ам­нистии для нелегалов, проживавших на территории Италии, что также способствовало стимулированию миграционных потоков в страну.

Стоит отметить, что большая часть эмигрантов из Африки по­падала на Апеннины именно с территории Ливии ввиду проводимой М. Каддафи политики «панафриканизма» — отмены въездных виз для жителей всего африканского континента.

В таком свете действие Протокола 2007 года вносило немалый вклад в регулирование миграционных процессов. Документ предус­матривал совместное морское патрулирование на катерах, которые должна была предоставлять итальянская сторона. Операции по патру­лированию состояли в охране ливийских и международных вод, обна­ружении и спасении нелегальных иммигрантов с их последующей до­ставкой до ливийских берегов.

Однако вскоре действие протокола было приостановлено Ливией в одностороннем порядке в связи с внутриполитическими изменениями в Италии. В частности, это было связано с личностью Роберто Кальдероли — одним из руководителей Лиги Севера. С 2004 по 2006 годы Р. Кальдероли занимал пост министра реформ в кабинете С. Берлу­скони. Поводом к его отставке в конце февраля 2006 года послужила демонстрация им в эфире государственного итальянского телеканала футболки с изображением карикатуры на пророка Мухаммада. Та­кое поведение министра вызвало беспорядки, акции протеста в мире, в том числе в ливийском городе Бенгази, где находилось итальянское консульство. В результате столкновений правоохранительных органов с демонстрантами, по официальным данным, погибло 11 человек. В период с 2006 по 2008 годы Кальдероли исполнял обязанности за­местителя Председателя Сената. В апреле 2008 года в Италии были проведены досрочные парламентские выборы, на которых в четвертый раз одержала победу коалиция С. Берлускони.

В начале мая 2008 года сын Муамара Каддафи Сайф ал-Ислам Каддафи пригрозил «катастрофическими последствиями» в отно­шениях между Италией и Ливией, если представитель Лиги Севера Р. Кальдероли вновь войдет в состав кабинета министров. Одна­ко МИД Италии счел такое заявление вмешательством во внутрен­ние дела страны. В день инаугурации нового правительства, в которое Р. Кальдероли вошел в качестве министра по упрощению за­конодательства, ливийское министерство внутренних дел выступило с заявлением, в котором сообщило, что Ливийская Джамахирия не намерена более сотрудничать с Итальянской Республикой в борьбе с нелегальными иммигрантами, прибывающими на южные берега стра­ны и заняться лечением алкоголизма в мелких городах. Согласно официальной версии, такое решение было обосновано недостаточными поставками со стороны Италии патрульных катеров и других средств береговой охраны, что вынудило Ливию использовать собственные материальные ресурсы в борьбе с незаконной миграци­ей. Таким образом, Триполи заявил о том, что снимает с себя ответ­ственность за нелегальных иммигрантов, проникающих на территорию Италии.

Другой важной точкой соприкосновения интересов Италии и Ли­вии, помимо миграции, была экономическая составляющая. Из Ли­вии в Италию поступала почти четверть всей нефти и десятая часть газа, потребляемого страной. Итальянский гигант «Eni» являлся привилегированной компанией в Ливии, а в крупнейшем банке Ита­лии «UniCredit» доля ливийского капитала составляла 7 % (что по­служило причиной отставки главы банка Алессандро Профумо осенью 2010 года), много ливийских денег находилось и в других итальян­ских компаниях, таких как «Finmeccanica».

В августе 2008 года состоялся официальный визит итальянского премьер-министра С. Берлускони в ливийский город Бенгази — центр провинции Киренаика. Главным событием визита стало подписание до­говора между бывшей метрополией и ее колонией, который, по словам итальянского лидера, «имеет историческое значение и окончательно перелистывает страницу прошлого». Во время церемонии подписа­ния нового соглашения С. Берлускони официально принес извинения за колониальную оккупацию страны.

Договор о дружбе и сотрудничестве был подписан С. Берлускони и М. Каддафи 30 августа 2008 года, а день 30 августа объявлялся Днем итало-ливийской дружбы. Договор включал в себя 20 статей, устанав­ливавших общие принципы партнерства либо касавшихся определен­ных сфер взаимодействия: науки, культуры, экономики, энергетики и т. д.

Отдельная статья договора содержала положения о военном со­трудничестве сторон. Они выражали намерение проводить совместные военные маневры, а также осуществлять обмен экспертами и техни­ческими специалистами. В документе говорилось и о сотрудничестве в борьбе с оружием массового уничтожения, где указывалось намерение сделать Средиземноморье безъядерной зоной.

Вторая часть договора о прекращении исторических споров пред­усматривала инвестиции со стороны Италии в размере 5 миллиар­дов долларов на обновление ливийской инфраструктуры. В частности, предполагалось возведение жилого фонда и строитель­ство автомагистрали вдоль побережья от Туниса до Египта. Также предусматривались ежегодные отчисления в размере 250 миллионов долларов в течение 20 лет.

Основным источником финансирования обязательств соглашения должен был стать налог на прибыль компаний (IRES), занимающих­ся добычей и разработкой углеводородов, имеющих штаб-квартиру в Италии, с капитализацией более 20 миллиардов евро. Очевидно, что столь длинная формулировка подразумевала под собой итальянскую нефтегазовую корпорацию «Eni», которая должна была платить данный налог в период с 31 декабря 2008 года по 31 декабря 2028 года.

На текущий момент Ливия находится в хаосе. Несмотря на это, в декабре 2011 года «Eni» сообщила, что возобновила добычу нефти в Ливии. В то же время в прессе появились сообщения (правда, с последующим опровержением), что Франция заявила о намерении играть ведущую роль в стране и контролировать до 35 % добычи ли­вийской нефти. Как отмечал обозреватель газеты «Il Sole 24 Ore» Альберто Негри, в этом нет ничего невероятного: Франция вложила больше остальных сил и средств в эту войну и хочет получить компен­сацию. Сейчас Ливия нуждается в восстановлении, и для этого не­обходимы крупные инвестиции, в первую очередь в экономику страны. Однако способны ли их дать Европа и Италия, переживающие кризис?

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*