Участие Италии в интеграционном процессе до и после Маастрихта

Будучи одной из стран-основательниц ЕС, Италия активно участвовала во многих областях интеграционного процесса. Геополитическое положение страны на границе между Севером и Югом, между Востоком и Западом создает весьма благоприятные условия для развития внешней торговли. Окончание холодной войны привело к некоторому ослаблению стратегического значения Италии, а начавшийся в 1992 г. политический и финансовый кризис ухудшил ее переговорные позиции в рамках ЕС. Сегодня "Европа" ассоциируется для итальянской общественности прежде всего с валютным союзом, третий этап которого в соответствии с Маастрихтским договором начнется 1 января 1999 г. с введением единой европейской валюты -евро. Благодаря более жесткой бюджетной политике, соглашению между профсоюзами и работодателями, позволившему предотвратить обесценение лиры, и пенсионной реформе 1995 г. Италии удалось в ноябре 1996 г. вернуться в валютный союз (ВС) и быть включенной в мае 1998 г. в группу 11 стран - членов зоны евро.

За последние десять лет на долю ЕС приходилось более половины внешнеторгового оборота Италии. Чтобы лучше приспособить итальянские предприятия к соблюдению единых коммунитарных правил и норм и укрепить сотрудничество с европейскими партнерами, в стране решено ускорить модернизацию внутренних структур. Одновременно с этим Италия стремится сохранить свое место в руководящих органах ЕС. Возрастающее значение, которое Италия придает многонациональным инициативам и участию в международных институтах, соответствует ее потребностям в рационализации внешнеэкономической политики и оптимизации использования ресурсов. В некоторых областях Рим активно защищает собственные экономические и политические интересы. В первую очередь это касается итальянской "диаспоры" в других странах, а также развития экономических связей со средиземноморскими государствами и странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В течение многих лет она остается вторым после Германии инвестором и торговым партнером стран ЦВЕ. Особенно велико ее присутствие в экономике Хорватии, Словакии и Венгрии. После достижения главной цели (вступление в ВС) Италия оказывается перед новыми вызовами -реформой социальной сферы, адаптацией государственных структур к требованиям рынка и введению евро. Отличный способ отдохнуть всей семьёй  от городской суеты – это собраться и поехать на отдых в калужской области цены, которой приятно вас удивят. Более детальную информацию вы сможете найти на сайте охотхозяйства «Артлинг».

В целом, подчеркивает автор, в области внешнеэкономической и денежной политики Италия проявляет высокую компетентность, не уступая другим странам ЕС. В некоторых других областях управления результаты значительно хуже. Получая в течение нескольких лет помощь от структурных фондов ЕС, Италия использует ее неэффективно, лишая наименее развитые регионы необходимых им средств. Это вызывает сожаление, поскольку в будущем, особенно в связи с вступлением в ЕС стран ЦВЕ, произойдет перераспределение средств структурных фондов в пользу новых стран-членов.

В статье немецкого автора Г.Траутмана рассматриваются проблемы участия Италии в зоне евро, что было расценено некоторыми специалистами как "малое финансовое чудо 90-х годов". Это явилось следствием того, что к маю 1998 г. Италия выполнила почти все критерии Маастрихта: в 1997 г. дефицит госбюджета составлял 2,7% ВНП (т. е. ниже необходимых 3%), темпы инфляции - 1,8% (против 2,7%); долгосрочные процентные ставки с февраля 1997 г. по январь 1998 г. составляли в среднем 6,7%, что ниже предписанных Маастрихтом 7,8%. Стабилизация финансовой политики Италии будет и впредь осуществляться под воздействием ЕС. Европейский валютный институт в своем докладе о конвергенции (март 1998 г.) призвал Италию к дальнейшему снижению уровня государственного долга, который составляет почти треть совокупного государственного долга ЕС, а также к решению структурных проблем. Для снижения государственного долга наполовину Италии придется, по меньшей мере в течение десяти лет, экономить. Однако достичь этого будет трудно, поскольку в ближайшие годы планируется снизить дефицит госбюджета с 2,6% ВВП в 1998 г. до 1% в 2001 г., что позволит сократить государственный долг со 124% до 107% ВВП (вместо положенных 60%).

Более оптимистично оценила в марте 1998 г. положение Италии Европейская комиссия, по мнению которой страна сможет справиться с ситуацией, если не будет злоупотреблять трудноконтролируемыми расходами (так называемыми "остаточными пассивами), допускаемыми итальянским бюджетным правом. Расчеты итальянского правительства на ближайшие десять лет достаточно оптимистичны: до 2011 г. оно намерено снизить государственный долг до 60% ВВП при сохранении уровня процентных ставок в 5% и среднегодовых темпов экономического роста в 2, 5%. Среднесрочный прогноз развития экономики на 1998-2001 гг., утвержденный обеими палатами парламента в мае 1998 г., предусматривает к 2001 г. постепенное снижение госдолга до 107% ВВП.

Оценивая перспективы социально-экономического развития Италии, автор выражает уверенность в том, что ее участие в третьем этапе ВС будет экономически и политически успешным. Можно надеяться, что критерии Маастрихта и пакт стабильности будут и впредь играть решающую роль в итальянской финансовой политике. Вместе с тем возможны определенные экономические и социальные трудности, поскольку, по мнению итальянских экспертов, страна плохо подготовлена к усилению конкуренции в рамках зоны евро. Итальянское правительство в течение десятилетий субсидировало национальную промышленность и сферу услуг, защищая их от международной конкуренции и поддерживая конкурентоспособность с помощью обесценения лиры. Чтобы сломать эти традиции и противостоять международной конкуренции, понадобится коренное изменение менталитета и поведения субъектов рынка.

Государство, предприятия и профсоюзы должны вместе и согласованно встретить предстоящее усиление международного давления. Предприятия должны усилить свою международную специализацию. Государству следует поддерживать конкурентоспособность итальянских предприятий с помощью ограничительной бюджетной политики и создания более эффективной инфраструктуры и услуг. Профсоюзы должны бороться не только против высокой безработицы, но и за повышение производительности. В целом, констатирует автор, третья стадия ВС является для Италии серьезным вызовом, к которому она еще недостаточно подготовлена.

Основанием для умеренного оптимизма автор считает то, что с 1996 г. в Италии выросло осознание необходимости экономической и политической стабильности, повысились требования к фискальной политике и бюджетной дисциплине, были осуществлены эффективные меры в области экономики. Ведущие профсоюзы и большинство населения относятся к введению евро положительно, что позволяет и дальше осуществлять режим экономии. Но самым важным оказалось осознание того, что Италия может конструктивно противостоять европейскому давлению.

В работе, подготовленной в Национальном институте статистики и экономических исследований Франции, рассматриваются сравнительные показатели бедности в 12 странах ЕС. В современной экономической литературе нет единого определения бедности, что создает немалые трудности при изучении этого феномена. В целом можно выделить два подхода к определению бедности.

1. В основе первого подхода лежит ответ на вопрос: каким должен быть минимальный доход, чтобы можно было сводить концы с концами. Сторонники подобного подхода применяют к определению бедности качественные критерии, которые во многом носят субъективный характер и у разных типов домашних хозяйств могут быть весьма различными.

2. Второй подход, опирающийся на изучение реальных фактов, в свою очередь, может быть разделен на два направления: а) абсолютный подход состоит в оценке минимальной потребительской корзины, которая, как правило, включает набор в основном продовольственных товаров; в последнее время при определении абсолютной бедности все чаще используются данные о реальных доходах домохозяйств и отдельных лиц; б) при относительном подходе определяется считающийся нормальным средний для данной страны уровень жизни; бедными считаются все, кто имеет доходы ниже 40, 50 или 60% среднего уровня.

Ни один из названных подходов к измерению уровня бедности не является полностью удовлетворительным. В странах ЕС используются в основном относительные показатели бедности, тогда как в США абсолютные. 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*