Анализ потребительских кредитов в Германии, Италии и Испании начиная с 80-90-х годов.
Ш. Штойер, ответственный сотрудник "Дойче банка", считает частное потребление одним из столпов экономики ФРГ. С 50-60-х годов, когда началось строительство жилья в кредит, все отчетливее наблюдается тенденция финансирования, покупок, летнего отдыха и путешествий, т. е. разнообразных потребительских благ — с помощью кредита. Займы вне банковской системы имеют лишь ограниченное распространение, больше характерно кредитование клиентов по системе "банк-фирма".
Наряду с возрастными колебаниями потребностей в кредите наблюдаются и сезонные. Крупные покупки падают на весну. Количество взятых кредитов увеличивается перед повышением налогов и сборов. Существует и циклическая зависимость кредитов. Так, в начале 70-х годов увеличилось число потребительских кредитов вследствие оптимистического прогноза ожидания роста. Спад начала 80-х годов лишь незначительно увеличил объем кредитов, но не ознаменовался как в середине 70-х годов абсолютным их сокращением. Но даже в такие сложные времена вложения в жилую недвижимость считались

В ФРГ нет кодексов по потребительскому праву, а существует множество законов и постановлений. Первым законом, регулирующим кредитование частных лиц, стал закон о кредитовании потребления, вошедший в силу 1 января 1991 г. В отраслях, не подчиненных новому закону, продолжает действовать федеральный гражданский кодекс. Закон о кредитовании потребления основан главным образом на директиве ЕС о потребительском кредите 1986 г. и директиве 1990 г.
Германские правовые акты о потребительском кредите предусматривают, в соответствии с общей тенденцией в ЕС и по примеру французского законодательства, письменную информацию о всех выплатах, обязательствах, которые берет на себя заемщик. Клиент должен быть информирован о сумме кредита, сумме всех частичных выплат, которые он должен произвести, процентной ставке.
Существует еще одна форма кредита в ФРГ: финансируемая покупка в рассрочку, когда продавец автомобилей облегчает покупку в кредит, служа посредником. Потребитель имеет дело с двумя партнерами по контракту — продавцом и кредитором. Контракты юридически не связаны. Сегодня заем для финансирования покупки товаров длительного пользования считается в ФРГ обычным делом, а потребительский кредит, таким образом, является частью широкого спектра услуг, предоставляемых банками.
Ф. Мастронарди, содиректор компании "Института мобильяре итальяно", президент комитета по управлению сотрудничеством в банковской сфере Европы, и Ф. ла Скала, управляющий делами Банка "Кредито итальяно", как и французские и немецкий исследователи, отмечают в своей стране рост в последние годы значения потребительского кредита, переход от общества сбережения к обществу потребления или кредитования, когда покупка предшествует оплате, полной или частичной. Однако эти изменения происходят в Италии медленнее и в более ограниченных размерах, чем в других странах.
Кредит непосредственно от продавца в Италии сохраняет значительное влияние и место. Как и в ФРГ, в продаже автомобилей на смену биному продавец-потребитель приходит трином продавец-заимодатель-потребитель. Функция кредитования, таким образом, не остается только у предприятия-производителя товаров, а распространяется на специализированные финансовые учреждения и банки. К продаже в рассрочку добавляются краткосрочное финансирование банками потребителей, персональные ссуды, лизинговые контракты и кредитные карточки, посредническая роль которых в платежах представляется более важной, чем кредит.

Далее авторы анализируют действие директивы ЕС и законов на территории Италии, регулирующих кредитование потребления. Декрет от 1 сентября 1993 г., содержащий Единый текст законов, определяющих порядок работы банка и кредитования, вступил в силу 1 января 1994 г. и определил новый порядок кредитования потребления в рамках единого рынка.
Конечное потребление итальянцев увеличивалось за пятилетие 1987-1991 гг. в среднем ежегодном темпе в 10%, в 1992 г. этот темп составил лишь 7,7%, что объяснимо неблагоприятными ожиданиями, касающимися уровня дохода. Склонность к потреблению, зарегистрированная в 1992 г., снизилась до 86,7% по сравнению с 87,1% в 1991 г.
Рынок кредита получил мощное развитие с ежегодными темпами роста свыше 20% вплоть до 1990 г. Затем в связи с конъюнктурными причинами эти темпы снизились. Нет сомнения, что зарегистрированный рост 1984-1992 гг. связан в большой мере с изменением менталитета потребителей, все более склонных направлять большую часть дохода на удовлетворение личных потребностей, до сих пор приносимых в жертву ради сбережения. Кредитные учреждения увеличили свою долю на рынке с 51% в 1984 г. до 62% в 1992. Одновременно финансовые компании сократили свое влияние с 49 до 38% в относительном выражении при абсолютном росте в 253% (для кредитных учреждений рост достиг 400%).
По сравнению с другими странами распространение кредитных карточек в Италии довольно ограничено. В среднем на сотню жителей в Италии приходится 28 карточек по сравнению с 50 карточками для стран ЕС. Но в дальнейшем, считают авторы, положение электронных денег в итальянской экономике укрепится и они станут все более эффективным средством экспансии кредита на потребительском рынке.
Р.-М. Джелни, член руководства Национальной ассоциации финансовых учреждений, анализирует макроэкономические аспекты потребления в Испании. Отмечается, что в течение десяти лет до энергетического кризиса середины 70-х годов уровень жизни в Испании стремительно рос: в 1960-1975 гг. ВВП на душу населения увеличился в 55 до 80% среднеевропейского уровня. Либерализация экономической и политической жизни изменила и структуру потребительских расходов, приближая ее к более богатым странам.
Национальное сбережение играет роль амортизатора циклов и государственное потребление оказывается самой динамичной составляющей внутреннего опроса. Положение государственных финансов, несмотря на быстрый рост обязательных отчислений (23% в 1974 г. и 40% в 1992 г.), значительно ухудшилось.
Анализ потребительских бюджетов, проводимый Национальным институтом статистики, позволяет проследить эволюцию структуры потребления. Он свидетельствует о снижении доли товаров первой необходности и росте доли социально престижных затрат — на машины, расходов на отдых и путешествия, культурные мероприятия и др.
В конце 80-х годов движение урбанизации и связанные с ними затраты на оборудование практически завершились. Рост безработицы, неуверенность в завтрашнем дне, экономическая неустойчивость, также как и коренное изменение менталитета лежат в основе сокращения числа браков (как и во Франции). Дети остаются жить с родителями, не спешат создавать свои семьи.
Значительное ухудшение экономического положения в 1992 г. и особенно в 1993 г. оказало сильное отрицательное влияние на потребление. Рост доходов замедлился, что сказалось на задолженности в сторону отказа от ее увеличения. С одной стороны, из-за рисковой ситуации финансовые учреждения стали осторожнее в выдаче кредитов, ограничив ее. С другой стороны, потребители не хотят увеличивать свое бремя задолженности, учитывая неблагоприятную конъюнктуру, в том числе и на рынке рабочей силы, в налоговой сфере и в области социальной защиты.
Эволюция потребления в Испании, как и везде, зависит от перспектив экономического роста. Несмотря на чрезвычайно высокий уровень безработицы, рост зарплаты еще обгоняет увеличение производительности труда и питает инфляцию, уровень которой выше среднеевропейского. Большое место занимает теневая экономика, которая не платит налогов. Велик дефицит бюджета, а государственный долг достигает угрожающих размеров.

Потребительский кредит, сравнительно слабо развитый в 70-е годы, получил значительное распространение в середине 80-х годов. Основные партнеры на этом рынке — банки и сберегательные кассы, которые действуют прямо либо через посредничество специализированных финансовых компаний. Доля рынка, контролируемая сберегательными кассами, по сравнению с банками сократилась с 45,6 в 1983 г. до 41,2% в 1991 г. Финансовый сектор сильно монополизирован. В 1992 г. из 113 финансовых компаний первые пять распределяли 54% кредитов, а десять первых — 78%.
После вступления Испании в ЕС в 1986 г. потребительский кредит в Испании претерпел серьезные изменения, как и экономика страны в целом, однако процесс приспособления его к новым условиям далеко не завершен.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ