Средиземноморская составляющая внешней политики пиренейских нацио-государств
Говоря о внешнем пространстве иберийской идентичности, не следует ограничиваться только миром языка. В ее системе координат важное место занимает Средиземноморье: до начала европеизации иберийских народов Испания и Португалия целиком принадлежали средиземноморской цивилизации. Средиземноморское региональное пространство явилось местом рождения иберийской культуры, ставшей первоосновой испанской и португальской наций. Впоследствии интересы Испании и Португалии были обращены на мировой океан, на открытие и колонизацию новых земель. Но именно Средиземное море направило иберийские народы в мировой океан. Но даже такие обстоятельства не помешали иберийским народам сдавать
Испания активизировала свою внешнеполитическую деятельность в Средиземноморье после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Так, уже на очередном форуме СБСЕ (Белград, 1977 г.) испанская делегация высказалась за поэтапный вывод из бассейна Средиземного моря всех флотов несредиземноморских стран, а также за контроль в этом районе над их военными маневрами в воздухе, на воде и суше. Поддержав советские мирные инициативы, выдвинутые в Белграде, а также на конференции в Ла-Валетте (март 1979 г.), испанские официальные представители выступили за переговоры по сокращению воздушных и морских сил в регионе. В качестве первого шага в этом направлении они предложенных сил на существующем уровне жили "заморозить" эти виды вооруженных сил на существующем уровне, а в дальнейшем разработать "систему безопасности" для региона при участии всех средиземноморских стран и с учетом их интересов. Особый упор в испанских предложениях делался на недопущение распространения ядерного оружия в этом районе и на выработку условий сосуществования прибрежных государств.

В дальнейшем именно с названных позиций Испания неоднократно выступала на различных международных форумах, в частности на конференциях средиземноморских стран в Барселоне (1976 г.), в Афинах (1978 г.), на Мальте (1979 г.), выдвигая идею единения прибрежных стран, создания некой средиземноморской общности с целью усиления доверия между ними. Наконец Испания поддержала инициативу Франции созвать конференцию для обсуждения проблем Средиземноморья.
Актуализация средиземноморской составляющей Испании происходила в связи с ее намерениями вступить в ЕЭС. В 80-е - 90-е годы в Средиземноморском регионе начались интеграционные процессы, активным участником которых была Испания. Европу привлекали потребительские и энергоресурсные рынки стран южного Средиземноморья. Однако именно из этих стран шли вызовы и угрозы европейской безопасности, в частности, межэтнические и межрелигиозные конфликты, исламский экстремизм, нелегальная иммиграция, терроризм, наркотики.
По мнению зарубежных и отечественных исследователей, геополитическая ситуация в регионе Средиземноморья после окончания холодной войны характеризовалась следующим:
- усилилась внутренняя конфликтность и нестабильность в ряде исламских и балканских стран региона;
- началась своего рода конкуренция между странами Средиземноморья и странами Центральной и Восточной Европой (ЦВЕ) за получение масштабной западной помощи и поддержки, что затрудняло экономический диалог ЕС с арабскими странами региона;
- выросла миграция населения из "третьих" стран региона в ЕС, в частности и потому, что их надежды на скорую экономическую помощь Европы не оправдывались;
- изменилась роль Турции, которая перестала быть только лишь юго-восточным флангом НАТО в холодной войне, а стала претендовать и на статус региональной державы. Внешнеполитическая линия Турции теперь направлена на проникновение в Восточное Средиземноморье и на Балканы.
- относительно упрочились связи между Югом Западной Европы и ее Центром, а также были практически устранены расхождения во взглядах на средиземноморскую политику между Европой и США;
- возросло значение энергетической проблемы для европейских государств, а для южных и юго-восточных средиземноморских стран - проблемы воды;
- обострилась демографическая проблема, вызванная ростом населения в арабских странах региона;
- усилились такие факторы, как исламский интегрализм и исламский идеологический радикализм;
- в арабских странах усиливается гонка вооружений и распространяются военные и двойные технологии;
- внутри арабского мира растет дисбаланс их национальных экономик.
В декабре 1990 г. Совет ЕЭС принял рамочное решение о проведении так называемой новой средиземноморской политики более высокого уровня, предусматривающей не только сотрудничество, но и партнерство с "третьими средиземноморскими странами". Активизации средиземноморской политики ЕЭС способствовала и деятельность новых членов Сообщества -Греции, Испании и Португалии, для которых средиземноморские проблемы были не декларациями политиков, а реальной повседневностью.
Особое внимание обращает на себя средиземноморская политика Испании. Прежде всего Испания предпринимает усилия для налаживания связей со своими ближайшими соседями - странами Магриба. Мадрид вместе с Парижем сотрудничают в создании военной структуры Западного Средиземноморья и для этого поддерживают контакты с умеренными арабскими странами региона. В 1991 г. Мадрид стал организатором Конференции по Ближнему Востоку. Испания инициировала в Евросоюзе ряд обсуждений, в частности, по координации политики ЕС и США в средиземноморском регионе.
Это было вызвано тем, что ЕС и США опираются на разные стратегии и тактики. Вашингтон рассматривает Средиземноморье как неспокойный коридор, связывающий Америку с Израилем и нефтяными государствами Персидского залива, поэтому политика американцев сводится, прежде всего, к геостратегии и тактике силового умиротворения. Подход же европейцев основан на том факте, что страны Средиземноморья непосредственно примыкают к их южным границам, следовательно, необходимо развивать с ними добрососедские отношения и взаимовыгодное сотрудничество. Кроме того, Европа исторически является главным финансовым "донором" региона.
А в 1995 г. в период председательства Испании в ЕС в Барселоне была проведена первая Евросредиземноморская конференция, на которой была выработана и принята Декларация. В ней говорилось о намерении создать в Средиземноморье "общее пространство мира и стабильности".
Ключевым моментом средиземноморской политики Испании исторически являлись отношения с арабскими странами вообще и скорейшее урегулирование ближневосточной проблемы, в частности. Стоит напомнить, что в позднеантичное время часть еврейских изгнанников оказалась на Пиренейском полуострове и их культура и деятельность стали составной частью иберийской истории. Внимание Испании к указанной проблеме объясняется также зависимостью испанского государства от сырьевых энергоносителей арабских стран.
Отношения Испании с арабскими государствами осложнялись по разным причинам исторического и ситуационного характера. Тем не менее, в целом Испании удавалось сохранять исторические связи со странами юга и востока Средиземноморья. Если же говорить о Португалии, то ее присутствие в этом регионе ограничивается поддержкой инициатив Европейского союза, но в этом плане она не может конкурировать с такими южноевропейскими странами, как Франция, Италия и Испания. Кроме того, как уже отмечалось, Лиссабон всегда был больше озабочен сохранением своего присутствия в африканских португалоязычных странах.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ