Город и государство в Античной Греции

В реферируемых работах известного датского историка античности М.Г.Хансена - автора ряда исследований по афинской демократии - рассматривается феномен греческого полиса, определявший, как не без оснований считается, всю специфику цивилизации Древней Греции архаического и классического периодов. Обе работы опубликованы как материалы двух международных симпозиумов по проблеме полиса (в августе 1996 г. и в январе 1998 г.), организованных Копенгагенским центром по его изучению.
Термин «polis» традиционно переводят как «город-государство» (city-state, Stadt-staat, cite-Etat). Вместе с тем, отмечает М.Г.Хансен, в последнее время среди ученых высказываются сомнения в правомерности использования комбинированных терминов, постро­енных путем сочетания слова, обозначающего городской центр (city, Stadt), со словом, обозначающим форму политического сообщества (state, Staat). При этом обычно указывают на два главных обстоятельства: во- первых, урбанизированные центры большинства poleis не были подлинными городами, а часть полисов вообще не имела таких центров; во-вторых, polis как политическое сообщество не был государством в современном смысле, но либо «негосударственным обществом», либо своеобразным сплавом государства и общества.

Указанные возражения, по мнению М.Г.Хансена, основаны на слишком упрощенной интерпретации как античной концепции полиса, так и современной концепции государства, а чаще всего являются результатом неправильного методологического подхода, когда с античным полисом сопоставляется концепция государства. Ошибочность такого подхода состоит именно в асимметричном сравнении конкретно ­исторического феномена и, по сути, абстрактной модели. Тогда как более оправданным было бы сопоставлять концепцию и концепцию, феномен и феномен. В реферируемых работах М.Г.Хансен рассматривает Кондиционеры Vertex и их характеристики.

Вообще слово polis, пишет датский исследователь, имеет четыре различных значения: (a) «укрепление» или «цитадель», (b) «нуклированное поселение», (с) «страна» и (d) «политическое сообщество (или община)». Анализ употребления слова polis в античных текстах показывает абсолютное преобладание значений (b) и (d). Вопрос, следовательно, состоит в том, оправданно ли использование термина «город» (sity или town) для перевода слова polis в значении (b) и термина «государство» (state) в значении (d) и, следовательно, правомерно ли само понятие «город-государство». Или, как считают некоторые историки, древнегреческое общество столь сильно отличается от современного своими представлениями о городе и государстве, что необходимо избегать этих понятий и искать вместо них какие-то другие?
В первой из реферируемых работ М.Г.Хансен предпринимает попытку доказать, что греческий polis и как исторический феномен, и как концепция (античная) вполне соответствует теоретической модели античного города, разработанной в свое время Максом Вебером, которая заметно отличается от подхода к этой проблеме ряда современных исследователей.
В отличие от М.Вебера, подчеркивавшего взаимосвязь урбанистического и политического аспектов античного города, во многих работах последних лет, пишет М.Г.Хансен, прослеживается тенденция минимизировать урбанистический аспект и отделить концепцию полиса как государства от концепции полиса как города. Особенно среди археологов получило распространение мнение о том, что формирование полисов как государственных образований имело место ок. 700 г. до н.э. или, возможно, даже раньше, тогда как процесс урбанизации был столь медленным, что вряд ли можно говорить о городах в точном смысле этого слова до конца VI в. до н.э. То есть становление государства предшествует образованию города на одно-два столетия, и следовательно, в (ранний) архаический период существовало огромное число полисов без городского центра.
Такой вывод, однако, пишет автор, является далеко не бесспорным, поскольку большинство поселений либо никогда не раскапывалось, либо не сохранилось в той мере, которая позволила бы заключить, что на данном поселении городская стадия датируется временем не ранее 500 г. до н.э. В тех же случаях, когда это удается точно установить, обычно отсутствуют какие-либо литературные или эпиграфические данные о том, что данное поселение несомненно было полисом в политическом смысле, до того как оно превратилось в городской центр. Этому, отмечает исследователь, противоречит и сама номенклатура полисов. Их названия как государств почти без исключения представлены в форме этнонимов во множественном числе, образованных от названий полисов как городских центров (например, название коринфского государства - «коринфяне» - от названия города Коринф, афинского - «афиняне» - от Афин и т.д.). Характерно также, что в древнейшей литературной мифолого-исторической традиции, в Илиаде и Одиссее, термин p(t)olis встречается 236 раз, но почти всегда в смысле «город». «Политическая община» часто является сопутствующим значением, но очень редко основным. Если бы polis развился как государство гораздо раньше, чем как город, ситуация скорее всего была бы иной.

Город и государство в Античной Греции

Можно полагать, пишет М.Г.Хансен, что концепция полиса как города (в смысле значительного по размерам окруженного стенами поселения с монументальными зданиями) выкристаллизо-вывается уже, по-видимому, ок. 600 г. до н.э., если не раньше; и было бы странным предполагать наличие в источниках вполне развитой концепции за столетие или больше до возникновения самого физического объекта, стоящего за этой концепцией. Разумеется, отмечает автор, лишь немногие поселения ранней архаики были подлинными городами. Это - Аргос, Фивы и Эретрия в Балканской Греции, Смирна в Малой Азии, Сиракузы и Мегара Гиблея в Сицилии. Но концепция полиса в урбанистическом смысле должна была получить развитие в ответ на возникновение именно таких центров и только впоследствии распространилась на другие, более мелкие поселения по мере их развития в ходе архаического и классического периодов. Есть также основания полагать, что polis возник раньше всего в колониях, где формирование государства и формирование города происходило в тесной взаимосвязи и одновременно, и что концепция полиса как типа сообщества, которое объединяет урбанистический и политический аспекты, распространилась из колоний в метрополию.
В целом, заключает М.Г.Хансен, сравнительный анализ концепций полиса и государства обнаруживает как черты сходства, так и черты различия между ними. Однако наиболее принципиальное сходство государства и полиса связано с идеей гражданства, которое является базовым элементом как классических античных, так и современных политических систем. И в тех, и в других оно представляло собой установленное законом членство индивида в государстве, посредством которого гражданин приобретал политичес-кие, социальные и экономические права, которыми негражданин - член данного сообщества - не пользуется или пользуется только частично. «В этом важном отношении современная концепция государства ближе концепции полиса, чем любая другая концепция политического сообщества в хронологическом промежутке между полисом и современным государством», - пишет автор. «Чисто эмпирически полис par excellence был демократическим полисом, точно так же как и современное государство par excellence есть демократическое государство. И в этом контексте перевод слова polis как город-государство вполне правомерен».

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*