Оракулы в политической жизни Греции в VI в. до н.э.
Изучению оракулов посвящено немалое количество работ, как в российской, так и в зарубежной историографии. Но, несмотря на это, хотелось бы обратиться к данному вопросу еще раз. Религиозная жизнь Греции необычна и многогранна, особенно в ней выделяется такой феномен, как оракулы. В Элладе самым известным и популярным оракулом считался Дельфийский, но помимо него существовало большое количество других культовых мест поклонения разного рода божествам в виде оракулов. В. В. Латышев приводит в своем труде определенную классификацию оракулов по способам сообщения прорицаний:
а) оракулы знаков, которые подразделяются на два вида, смотря по тому, состояли ли эти знаки в явлениях природы без всякого участия людей или получались при помощи каких-либо искусственных приспособлений, например, жребиев;
в) оракулы, которым божество сообщало свои откровения во сне или в различных ведениях, являвшихся в святилищах;
г) оракулы, в которых были вопрошаемы души усопших, специально для этого вызываемые.

Именно религиозные центры Эллады задавали общий тон и направление внутренней и внешней политики, принимали активное участие в формировании основных принципов ведения дипломатии. Так, при образовании колоний в Северном Причерноморье необходимо было обратиться к оракулу за поддержкой для начала ведения какой-либо политической деятельности в этом регионе. Религиозные институты Эллады, наиболее яркими представителями, которых являлись оракулы, часто определяли политические тенденции и направления, принимали участие в формировании межполисного права и политико-правовых отношений. Договоры, заключенные между греческими полисами, хранились в святилищах. Религиозные празднества, проводимые при храмовых комплексах, объединяли жителей Эллады.
Периодически разногласия возникали также и среди полисов. Для того чтобы урегулировать эти конфликты, спорящие стороны обращались за помощью, опять же к религиозным институтам. Это является наиболее ярким примером и доказательством того, что оракулы занимали далеко не последнее место при организации межполисных отношений.
Религиозные центры в VI в. до н. э. всегда были в курсе политических, культурных, религиозных событий. Жрецы имели полное представление обо всем, что происходит в окружающем их мире и, возможно, исходя из этого, направляли деятельность ряда политических деятелей в более выгодное для себя русло.
На религиозные празднества, которые проводились на территории святилища, со всех уголков Эллады стекались толпы народа, таким образом, люди обменивались услышанными новостями и событиями происшедшими внутри и за пределами их полиса.
Необходимо отметить особое значение оракулов в общественной жизни эллинов. В VI в. до н.э., граждане многочисленных полисов часто обращались к оракулам, расположенных на территории Эллады. Однако в более поздние периоды, начиная с IV в. до н. э., во время Пелопонесской войны, в источниках отмечены случаи, когда эллины все чаще начинают обращаться к чужеземным оракулам, «особенно - к оракулу Амона в Великом Оазисе, а это, по-видимому, говорит о некотором упадке престижа отечественных оракулов».
Следующая особенность религиозных институтов, это их роль в объединении полисов Эллады, которые в политической и религиозной жизни были разобщены. На время празднеств, проводившихся в том или ином святилище, прекращались все военные конфликты. Жители вех полисов Эллады принимали непосредственное участие либо в религиозных шествиях, либо в играх, которые организовывались в честь божеств. Также одна из основных, характерных черт храмовых комплексов заключалась в том, что они представляли собой, не только центры религиозной, но и культурной жизни. При храмах часто хранились произведения искусства и литературы.
Также необходимо отметить, что к оракулам в особо сложные и неоднозначные моменты жизни обращались за советом не только политические деятели, но и простые граждане эллинских полисов. Все эти черты в своей совокупности дают возможность говорить о значении религиозных институтов Греции в VI в. до н. э.
Начало VI в. до н. э. ознаменовано острым социальным кризисом в Афинах. Законы Драконта, не удовлетворяли запросы основной массы афинского общества. Сложившаяся ситуация требовала нового и кардинального решения проблем. Аристотель (Ath. Pol. 5-12), упоминает о сильной смуте, которая длилась до момента вступления Солона в должность архонта. В результате Солон, пытаясь примирить враждующие стороны, привнес изменения в государственный строй, дабы предотвратить в будущем подобные смуты религиозного института, такого как дельфийский оракул. Известно, что в Дельфах почитали Аполлона, который в свою очередь являлся богом благополучия и порядка, охранителем закона. Он возвещает людям волю Зевса, управителя законности. Таким образом, Солон обратившись к оракулу, получил религиозную санкцию. Подобные случаи обращения к оракулу известны в раннем законодательстве, примером может служить Большая Ретра Ликурга.

Х. Туманс полагает, что Солон пробовал издавать свои законы в виде поэмы, при этом исследователь ссылается на Плутарха (Sol. 14). Причину этого намерения Солона Х. Туманс представляет следующим образом: «законы приобрели бы вид священной, богооткровенной формулы или песни, в которой ни одно слово не может быть изменено». Однако, политик отказался от этой идеи, и его законы были записаны в прозе бустрофедоном, который в начале VI в. до н.э. считался сакральным и служил для записи религиозных установлений. Следуя древней традиции помещать тексты законов в храме, Солон распорядился отдать их на хранение в пританий на Акрополе. Несмотря на успешную деятельность, политик не решил основных проблем, его деятельность приостановила общественно-политический конфликт, который вспыхнул с новой силой, после того как он покинул Афины.
Аристотель (13, 1-3) говорит о том, что когда Солон уехал, «в городе еще шли неурядицы; тем не менее после его отъезда в течение четырех лет жили спокойно», на пятый год архонта избрать не удалось и поэтому было безвластие. Далее Аристотель указывает на то, что велась борьба за власть. Сначала архонтом был избран Дамасий, свергнутый «через два года и два месяца». Потом афиняне выбрали десять архонтов, которые правили год. На фоне этих неурядиц и борьбы за власть в Аттике сформировалось три противоборствующие партии, сведения о которых мы можем найти у Аристотеля (Aristot. Ath. Pol. 13, 4-5). Каждая партия носила название той местности, где было ее сосредоточение. Во главе каждой из них стоял предводитель из эвпатридов. В ряды первой партии входили педиаки, жители равнины, самой плодородной части Аттики. Это была аристократическая партия, в ее состав входили богатые землевладельцы-эвпатриды. Их целью было уничтожение всего того, что было сделано Солоном, они ратовали за возвращение досолоновского порядка. Во главе этой партии стоял Ликург. В состав второй партии входили паралийцы, то есть береговые жители, в основном они были представлены торговцами и ремесленниками. Возглавил партию Мегакл, сын Алкмеона.
Таким образом, ни одно политическое действие, будь то военный поход или принятие нового закона не проходило без вопрошения оракула. Все религиозные вопросы решались также посредством обращения к этому институту. Религиозные центры Эллады принимали активное участие в формировании межполисных отношений.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ