Основные аспекты социального обеспечения Германии
В статье освещаются социально-экономические проблемы и происходящие концептуальные изменения в структуре «социального государства», а также направления будущих реформ в социальной сфере в Германии в связи с требованиями современности.
Ведение адекватной социальной политики всегда было одной из ключевых задач внутренней политики государства и развития его политической стратегии. От того, насколько правильно будет проводиться социальная политика страны, воплощаясь в социальных программах и практике, регулируя социально-экономические отношения в обществе и отражая интересы основных социальных групп населения, будет зависеть и степень адаптации каждого государства не только к собственным внутренним запросам, но и к взаимодействию с другими странами и вытекающему отсюда улучшению положения данного государства на международной политической и экономической арене, а также прогрессу гражданского общества в целом.

Анализ теоретической концепции и практического воплощения социальной политики Германии представляется не только актуальным, интересным, но и необходимым в связи с тем, что многие проблемы в области социально-экономической политики этой страны перекликаются и поразительно совпадают с сегодняшними проблемами других стран Евросоюза. Узнать, как лечится рак молочной железы у кошек, можно на сайте biocontrol.ру.
Социально-экономической и концептуально-политической основой социального рыночного хозяйства Германии стал ордолиберализм фрайбургской школы, который исходит из убеждения, что только хозяйственный порядок, основанный на свободе и ответственности каждого индивидуума, может эффективно обеспечить общество ограниченными благами, по средствам. Для этого требуются институциональная политика, которая таким образом регулирует хозяйственную деятельность индивидуумов, реализующих свои интересы, чтобы все оставались в выигрыше. Однако в отличие от «государства всеобщего благосостояния», целью «социального государства» немецкого образца, провозглашённого в Конституции Германии, является не максимально возможное перераспределение доходов и имущества, а в первую очередь проведение такой социальной политики, которая обеспечила бы все необходимые условия для реализации личностью её способностей и формирование институтов, благоприятствующих такой реализации. А дополняющей целью «социального государства» является осуществление минимально необходимого перераспределения доходов и имущества для корректировки возникающих сбоев в работе рыночного механизма. На практике эта концепция реализовалась за счёт комплексной и многоплановой системы социальной защиты. Являясь результатом послевоенного развития и реализации традиционных ценностей немецкого общества, система солидарного страхования со временем стала давать сбои в связи с тем, что перестала отвечать требованиям современности.
Попытаемся разобраться, почему так произошло, что правильная экономически и политически верная установка стала давать сбои и приводить к кризисным ситуациям, а также какие реформы становятся необходимыми в современной ситуации, сложившейся в стране.
В Германии, так же как и в большинстве западноевропейских стран, система социального страхования подразделяется на подсистемы обязательного и частного страхования, которые, в свою очередь, охватывают следующие направления: медицинское страхование, пенсионное страхование и страхование по инвалидности, страхование по безработице и страхование от несчастных случаев. Организация системы социальной защиты в Германии строится по принципу самоуправления, согласно которому учреждения социального страхования наделены правовой, финансовой и организационной независимостью от институтов государственного управления. Однако, говоря о месте и влиянии государства, стоит отметить, что финансовая и организационная независимость предусматривает необходимость определения со стороны государства правовых рамок, регулирующих создание и механизм деятельности страховых институтов.
Наибольший удельный вес в структуре социального бюджета занимают расходы на пенсионное страхование. Пенсионное страхование в Германии включает в себя три самостоятельно действующие системы: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование от предприятий и частное пенсионное страхование. Наиболее крупной частью системы пенсионного обеспечения Германии, охватывающей широкий круг застрахованных лиц, является обязательное пенсионное страхование, действующее по принципу солидарного перераспределения. Финансирование обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих производится за счёт взносов, поровну уплачиваемых работодателями и застрахованными; за счёт государственных дотаций, а также из средств Федерального ведомства по труду в виде выплаты пенсионных взносов за безработных.

Таким образом, базовый принцип, лежащий в основе определения пенсий, схож с основным подходом к формированию социальной политики страны в целом. Он не только позволяет поддерживать средний уровень, достигнутый работником в течение его трудовой деятельности, но и стимулирует работника к повышению производительности труда и увеличению собственных доходов.
Роль государства должна состоять в способствовании социальному равновесию, которое поддерживается следующими методами: в социальной сфере — обеспечением равных социальных прав, политикой социальной стабильности и выравнивания уровня жизни и доходов социальных групп, общенациональными и локальными механизмами социальной защиты от потрясений и «провалов» рынка и в политической сфере — за счёт развития широкой, массовой демократии, системы институциональных механизмов обеспечения демократических и социальных прав граждан, в том числе механизмов реального влияния граждан на политику.
Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что германская модель социально-экономического развития, считаясь одной из лучших политик XX в., если говорить о феномене «экономического чуда», продолжает вызывать живой интерес и сегодня остаётся в центре внимания многих исследователей, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако современное состояние экономики страны показывает, что на практике произошёл значительный перегиб в сторону опекунского отношения государства к населению. В связи с чем сутью современных реформ должно стать стремление правительства Германии к снижению уровня государственного финансирования экономики и пересмотр структуры расходов и налогов. Второй направляющей в социальной политике страны должны стать реформы рынка труда. Основной целью социальной политики в целом и в первую очередь на рынке труда должно стать создание таких условий, которые бы способствовали развитию «человеческого капитала» и мотивации гражданина на несение ответственности за собственное благосостояние.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ