Реформирование системы налогообложения венчурного бизнеса
В Германии Создание инноваций характеризуется повышенным риском и неопределенностью коммерческих результатов и требует значительных финансовых вложений. Выход из этой ситуации ищется на путях совершенствования структуры финансовой системы в направлении облегчения финансирования вновь возникающих компаний, а также в создании развитых рынков рискового капитала, включая совершенствование системы налогообложения субъектов венчурной деятельности. На сегодняшний день в России имеется ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной индустрии, в том числе несовершенство правовой и налоговой среды, недостаточно стимулирующей венчурное финансирование инновационной деятельности. Оказание содействия на государственном уровне в решении указанных проблем и устранении имеющихся препятствий позволило бы значительно ускорить развитие и повысить эффективность зарождающейся в России венчурной индустрии. Таким образом, изучение зарубежного опыта (на примере Германии) налогового стимулирования венчурного бизнеса для нашей страны представляется достаточно актуальным. Подобные исследования позволят своевременно исключить из налоговой системы малоэффективные налоговые стимулы, а также сформировать собственную модель налогообложения субъектов венчурной деятельности в России.

Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса в Германии Распространение малых и средних предприятий (так называемых венчурных фирм) в качестве организационных структур, способствующих развитию современной экономики, привели правительства индустриальных стран, в том числе Германию, к решению ввести комплекс изменений, поощряющих деятельность таких фирм и облегчающих их налоговое бремя. Так, в Германии в результате налоговой реформы 1998-2005 гг. налоговая нагрузка на предприятия малого и среднего бизнеса снизилась за счет значительного уменьшения ставок подоходного налога: минимальной — на 10 процентных пунктов (с 25 до 15%) и максимальной — на 11 (с 53 до 42%), а также за счет уменьшения фактических выплат промыслового налога (при обложении подоходным налогом промысловый налог стал вычитаться из налогооблагаемой базы в качестве производственных расходов предприятия). Многие солидные компании используют услуги дата центра и размещают свои сервера на удаленной площадке.
Значительное снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес посредством уменьшения индивидуального подоходного налогообложения объясняется тем, что деятельность подавляющего большинства малых и средних предприятий в Германии подпадает под действие закона об индивидуальном подоходном налогообложении. Например, партнерства и товарищества (открытые торговые общества, коммандитные товарищества) декларируют свою прибыль в своем качестве обществ, но подоходный налог как с таковых с них не взимается. Только сами партнеры/товарищи несут налоговые обязательства в соответствии с правилами уплаты подоходного налога с физических лиц. Кроме того, малый и средний бизнес в Германии получает широкую поддержку посредством многочисленных правительственных программ (например, таких как «pro Mittelstand» 2004 г.). К основным результатам этих программ в области налогообложения можно отнести: введение особой и накопительной амортизации для малых и средних предприятий (Sonderabschreibungen und Ansparabschreibungen fur kleine und mittlere Unternehmen), облегчение налоговой процедуры при смене собственника предприятия, повышение с 2004 г. необлагаемого налогом минимума при продаже предприятия с 30680 евро до 51200 евро и проч.Все вышеперечисленные мероприятия в совокупности привели к снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. В результате по состоянию на 2005 г. ситуация в сфере налоговой нагрузки на предприятия малого и среднего бизнеса обоснованно оценивалась германскими экспертами как благоприятная. Это доказывают и результаты исследования, проведенного федеральным министерством финансов Германии. Из полученных данных видно, что около 80% предпринимателей и товариществ имели в 2005 г.Однако, учитывая большое значение малых и средних предприятий для развития инновационной экономики, в рамках планируемой на 2008 г. реформы налогообложения предприятий и вкладчиков капитала в Германии ожидается еще большее снижение налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. Так, намечается дальнейшее улучшение условий накопительной амортизации (увеличение размера не облагаемых налогами резервных фондов с 154000 евро до 200000 евро и возможность их использования не только на приобретение новых, но и бывших в употреблении основных средств производства), дополнительные льготы при взимании промыслового налога, а также введение пониженной ставки налога на не распределяемую прибыль с целью укрепления финансовой устойчивости малых и средних предприятий. Налоговое стимулирование финансирования инновационной деятельностиНесмотря на общее снижение налогового бремени на малый и средний бизнес, центральной проблемой венчурных фирм в Германии на сегодняшний день остается изыскание средств для финансирования своей деятельности. Как известно, в последнее десятилетие практически во всех развитых странах происходит переориентация финансирования предприятий с банковского кредита на эмиссию ценных бумаг. Наиболее быстрыми темпами этот процесс развивается в странах с англосаксонской системой права, заметно медленнее — в европейских континентальных странах, в том числе и в Германии, что обусловлено исторически сложившимися условиями развития рынков ценных бумаг этих стран. По мнению большинства экспертов, рамочные условия для развития и функционирования рынка венчурного капитала в Германии все еще далеки от оптимального состояния. Это подтверждают данные, получаемые в результате периодических исследований, проводимых Европейской ассоциацией венчурных инвестиций (European Private Equity- und Venture Capital Association — EVCA). Исследованию подвергаются правовые и налоговые рамочные условия для развития и функционирования венчурного капитала в европейских странах, в том числе в Германии: оцениваются эффективность налогового регулирования деятельности фондовых структур и пенсионных фондов, эффективность страхования рисков в области венчурного инвестирования, система налогообложения предприятий и доходов от капитала для частных инвесторов, наличие и эффективность налоговых стимулов для осуществления инвестиций частными инвесторами, система налогообложения аукционных опционов, условия для образования новых предприятий, наличие и эффективность налоговых стимулов для проведения научно-исследовательских работ и правила регулирования неплатежеспособности предприятий.

Согласно проведенным исследованиям, к причинам неблагоприятного налогового климата в венчурной сфере в Германии можно отнести высокие, по сравнению с другими странами ЕС, ставки корпоративного и подоходного налогов, отсутствие специальных налоговых регуляторов в венчурной области для малого и среднего бизнеса, отсутствие налоговых стимулов к осуществлению венчурных инвестиций у частных лиц, отсутствие налоговых стимулов для осуществления НИОКР у предприятий и изъяны в порядке налогообложения вознаграждения менеджменту фондовых структур. К немногочисленным положительным чертам системы налогообложения венчурного бизнеса относятся возможность построения прозрачной системы налогообложения фондов в рамках юридической формы GmbH & Co. KG и низкие учредительные издержки на образование предприятий в форме GmbH и AG.С целью устранения налоговых барьеров, препятствующих развитию и функционированию рынка венчурного капитала в Германии, федеральное правительство проводит ряд соответствующих мероприятий.Построенная на основе проведенного автором анализа специальной литературы, что совершенствование налогового законодательства в сфере венчурного финансирования в Германии в настоящее время ведется по следующим направлениям. Таким образом, по мнению автора, в российское корпоративное законодательство необходимо ввести такую организационно-правовую форму, которая будет адекватно отражать специфику создания и деятельности венчурного фонда как отдельного вида юридического лица. В данном вопросе стоит обратить внимание на германский опыт построения прозрачной системы налогообложения фондов в рамках юридической формы GmbH & Co. KG.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ