Опыт управления жилищной и коммунальной сферой в Германии
Сегодня государственная политика Германии направлена на дальнейшее развитие рыночной экономики в жилищно-коммунальной сфере. Изучая опыт проделанной работы в жилищной и коммунальной сферах по прошествии многих лет после объединения Германии, остается только удивляться, насколько масштабны перемены. При этом следует иметь ввиду, что государство в лице Министерства строительства, жилья и транспорта совместно с администрацией земель и по сей день координируют (как в законодательном, методологическом, так и в программно-целевом, финансовом аспектах) процессы преобразований этого социально значимого сектора национальной экономики.
На момент объединения в Восточной Германии состояние и регулирование жилищно-коммунального хозяйства в значительной степени были похожи на то, что происходит в России сегодня. Основой реформы коммунальной сферы Восточной Германии являлось акционирование надрегиональных предприятий и построение системы эффективного муниципального самоуправления.
Для достижения успеха в конкурентной обстановке у предприятий возникла необходимость обеспечивать потребителей рядом дополнительных услуг. Появился новый термин - «многосторонние коммунальные услуги» (multi-utility). Помимо основного вида деятельности, коммунальные заводы включили в свои пакеты коммунальных услуг уборку придомовых территорий, вывоз мусора и утилизацию отходов, обслуживание внутридомовой инфраструктуры, управление оборудованием телекоммуникации. Такие предприятия сегодня имеют холдинговую структуру, распределенную по видам деятельности, что позволяет финансировать менее развивающиеся или социально значимые направления за счет более успешных.

В целях достижения конкурентных преимуществ коммунальные предприятия Восточной Германии стали особое внимание уделять программному обеспечению, разрабатываемому специально для отрасли ЖКХ.
Предоставление широкого спектра основных и дополнительных услуг, применение различных методик начисления платежей, охват большой территории обслуживания и работа с различными слоями населения требовали внедрения программного обеспечения как комплексного решения, способного осуществить поддержку всех производственных процессов.
Основным требованием была способность программного обеспечения отображать модель ЖКХ до реформирования, все изменения отрасли в процессе ее реформирования и новую рыночную модель.
Прозрачность и эффективность финансовых потоков на предприятиях обеспечивались грамотным планированием инвестиций, ведением бухгалтерской отчетности, контролем за движением финансовых средств.
Сокращение затрат и потерь, повышение качества предоставляемых услуг обеспечивались управлением основными средствами, планированием и контролем хозяйственных процессов на предприятии и за его пределами.
Большое внимание уделялось взаимоотношениям с клиентами. Для этого немаловажным явилось предложение различных схем оплаты и дополнительных услуг в зависимости от потребностей клиентов и удовлетворение их запросов.
Состояние жилищного фонда Восточной Германии тоже требовало существенных средств для его реновации. Проведенные организационно-технические мероприятия в начале 90-х г. XX в. показали, что энергетической санации требовало более 70% существующих жилых зданий.
По результатам этой работы была разработана общегосударственная концепция комплексной санации жилых зданий, включающая способы и методики реабилитации крупнопанельных строений. При этом подчеркивалось, что уже в самом начале следует привлекать к сотрудничеству социологов, проводить разъяснительную работу с каждым квартиросъемщиком, осуществлять тщательное проектирование и согласование проектов санации со всеми заинтересованными сторонами. Отмечалась целесообразность проведения работ без отселения жильцов и завершения их в зданиях высотой до 11 этажей в течение 5 рабочих дней при 8-часовом режиме работы, при этом обеспечивая в вечернее время водоснабжение, водоотведение и другие коммунальные услуги.
Таким образом, под комплексной санацией понималась всеобъемлющая модернизация здания, включая системы инженерного оборудования, но без перепланировки.
Иными словами, санация подразумевает больший объем работ, чем капитальный ремонт, но меньший, чем реконструкция. При этом все мероприятия по санации с точки зрения экономии энергии были разделены на две группы: энергетически обязательные и энергетически необязательные.
К первым относились:
- утепление кровель и чердаков, фасадов, перекрытий подвалов;
- замена окон и балконных дверей;
- обновление системы отопления и горячего водоснабжения, системы вентиляции.
Вторые включают:
- гидроизоляцию кровель и т.п.;
- замену сантехнического оборудования;
- облицовку кафелем кухонь и санузлов;
- обновление системы электроснабжения;
- обновление входных дверей квартир;
- обновление и пристройку новых балконов и лоджий;
- ремонт лестничных клеток;
- создание архитектурно-выразительных входов в здания.
Опыт санации крупнопанельных жилых домов в Восточной Германии за последнее десятилетие показал, что экономия энергоресурсов в жилых зданиях достигает 30-50% в зависимости от материала ограждающих конструкций.
Таким образом, наличие данной государственной программы энергосбережения в жилищной сфере позволяет банкам, например KFW (Kreditanstalt fur Wiederaufbau), выдавать кредиты участникам этих программ на льготных условиях.
Сегодня процентные ставки на получение кредитов в целом гораздо ниже, чем 10 лет назад, и составляют соответственно 4 к 7,5%.
Все это дает жилищно-коммунальным предприятиям возможность заниматься более активно вопросами ремонта, реконструкции старых зданий и сносом невостребованных.

Более детально предлагается рассмотреть процессы реформирования жилищной сферы на примере одного предприятия Stendaler Wohnungsbau Gesellschaft mbh (Штендальское жилищно-строительное общество с ограниченной ответственностью) и города Штендаль в землях Восточной Германии.
В свое время (в начале 1990-х гг.) управление жилищным фондом в общинах, муниципалитетах начали осуществлять жилищно-строительные и управляющие компании, имеющие статус обществ с ограниченной ответственностью (GmbH). Им были переданы в собственность такие объекты недвижимости, как земельные участки, здания, сооружения и т.п. Сами предприятия являются дочерними предприятиями муниципалитета. Подобные предприятия работают самостоятельно под контролем муниципалитета, который представлен в органах управления предприятием в Наблюдательном совете с правом решающего голоса. Преимущество данной формы в том, что хозяйственная организация предприятия относительно независима от административных структур.
Существенную поддержку в правовом и нормативно-методическом обеспечении жилищных предприятий обеспечили организованные в Германии в 90-е гг. ХХ в. жилищные союзы.
Сегодня существует два жилищных союза:
GDW (Verband der Wohnungswirtschaft) и Bundes- fachverband Wohnung und Immobilienverwalter e.V., которые объединяют в себе различные жилищные предприятия, кооперативы и товарищества. Членство в этих союзах добровольное и основано на взносах, которые предприятия оплачивают в зависимости от количества обслуживаемых квартир. На сегодня такие союзы объединяют в себе 4800 членов, что составляет 9,7 млн. квартир.
Функции союза:
- лоббирование интересов жилищных предприятий в государственных органах;
- разъяснительная работа в парламенте;
- участие в подготовке законов, касающихся жилищной сферы;
- сбор статистических данных, касающихся вопросов состояния жилого фонда, населения, проживающего в нем;
- изучение мнений руководителей жилищных предприятий в вопросах эксплуатации и содержания различных категорий жилого фонда. Это необходимо ввиду того, что помимо государственного регулирования существуют еще и местные нормативно-правовые акты, отражающие специфику той или иной земли Германии, касающиеся условий проживания общины.
Таким образом, законодательная система позволяет разрешить любые жизненные вопросы, а существующие союзы маклеров в области недвижимости помогают им в решении различных профессиональных вопросов. Роль таких союзов в работе управляющих домами аналогична роли жилищных союзов для жилищных предприятий.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ