Советская пропаганда на территории Восточной Германии в 1945-1948гг

Статья посвящена оценке эффективности советской пропаганды на территории Восточной Германии в период с 1945-1947 гг. Автор рассматривает условия, в которых вело свою работу Управление информации (пропаганды) на территории Восточной Германии, а также указывает причины низкой эффективности советской пропаганды.
На международных конференциях, где решалась судьба Германии, было принято решение о том, что каждая из стран управляет самостоятельно своей зоной оккупации. Вопросы, касающиеся всей территории Германии, решались объединенным Контрольным советом.

Для того, чтобы управлять оккупационной зоной, Советскому правительству пришлось в кратчайшие сроки создавать для этой цели Советскую военную администрацию Германии (СВАГ). Для проведения идеологической работы и пропаганды в ее структуру было включено Управление пропаганды (информации), которое возглавил полковник С.И. Тюльпанов.
Современные исследователи считают, что пропаганда в советской зоне оккупации (СЗО) терпела неудачи, особенно в первые месяцы и годы после войны, по причине страха немцев перед Красной Армией и советской расправой. Фашистская пропаганда сделала все, чтобы внушить гражданскому населению мысль о том, что красные уничтожат всех, кого застанут на захваченной территории.

Немцы, даже если и не знали о зверствах солдат Вермахта, догадывались, что их ждет месть со стороны русских. Эта мысль поддерживалась в головах населения в последние дни войны фашистской пропагандой. Существует множество свидетельств о том, как прятались или в панике бежали немцы на Запад, спасаясь от наступавшей Красной Армии. Первые месяцы присутствия советских солдат на территории Германии в определенной степени подтвердили опасения немцев. Солдаты врывались в дома и крушили все, что как им казалось, было нажито за счет угнанных на работу соотечественников и грабежа их Родины. «Буржуазные» партии долгое время использовали эти факты, проводя антисоветскую пропаганду.
Подобному поведению советских солдат есть логическое объяснение, оно отчасти приведено в исследованиях и статьях по данной проблеме. Советские воины, дошедшие до страны, которая вызывала лишь жгучую ненависть, знавшие о том, что творилось в оккупированных областях и концентрационных лагерях, в большинстве.
С другой стороны чувство полного превосходства как физического, так и морального только подстегивало стремление добить врага, если не физически то психологически.

Вскоре были приняты меры по установлению порядка, и военный контингент был отправлен в казармы, случаи разбоя и грабежа стали носить не такой острый характер, да и осуществлялись они зачастую не красноармейцами, а бандитами, переодетыми в военную советскую форму.
Западные исследователи полагают, что именно из-за плохой репутации военных Советская администрация была выделена как самостоятельный, не милитаризированный орган управления, с целью снять негативный характер пребывания советских войск на территории Германии.
Например, А.А. Галкин считает, что это не совсем так. Для создания Советской администрации необходимы были кадры, которые пришли из той же самой Красной Армии, т.е. фактически те же самые военные. Чаще всего это были боевые офицеры, из 7-го Управления.
В создаваемую администрацию подбирали людей профессиональных, адекватных и грамотных, разбирающихся в том или ином виде работы, знающих иностранный язык. Таковыми в Красной Армии были не все, и поэтому организовать внутри воинской структуры подобную организацию представлялось довольно сложным делом. Не было базы, на которой ее можно было бы создать. Функции, предписанные военной администрации и военным, находившимся на территории Германии, были совершенно разные. Милитаризованная структура могла еще больше оттолкнуть население, или подчинить гражданскую службу своим нуждам, чем сильно помешала бы выполнению задач поставленных Москвой.
Говорить о дурной репутации Советской администрации не приходится, скорее наоборот, кадровый состав СВАГ был тщательно подобран. Именно сотрудники СВАГ проводили работу с немецким гражданским населением. Им в наследство достался весь негатив от присутствия Красной Армии среди гражданского населения, который администрация старалась всячески преодолеть. Работа, проводимая Советской администрацией, в частности, Управлением пропаганды, была нацелена и подчинена выполнению поставленных перед ней задач. В целом их можно обозначить как стремление завоевать доверие немецкого населения для того, чтобы привести к тому образу жизни, к нормам и порядку, по которому жили в Советском Союзе.
Достижение этой цели было жизненно важно для Москвы, при благоприятных условиях она получала почти неограниченные возможности для работы в самом центре Европы. Необходимо было при помощи пропаганды показать и доказать, что образ жизни Запада хуже советского. Показать, что именно капиталистический, буржуазный уклад привел Германию к повторной катастрофе в течение последних 30 лет. На эту аксиому делался особый упор, т.к. новое государство должно быть построено по совершенно иным принципам, оно должно стать демократическим. Только свободная, народная демократия может спасти Германию и от прошлого позора и от будущих катастроф.

Для выполнения этой задачи были брошены все силы. Период с 1945 -1947/48 гг. являлся периодом напряженной работы Советской администрации, работы направленной на то, чтобы убедить, чтобы привлечь, создать широкую прослойку людей, верных идее народной демократии. Для достижения данной цели использовались все средства.
В первую очередь пропаганда велась через СМИ и политические партии. Приказ № 2 маршала Жукова о восстановлении антифашистских партий говорит о стремлении СССР в кратчайший срок восстановить общественно-политическую жизнь в СЗО10. Следом за восстановлением партий появились и партийные газеты, программы на радио и прочее.
Партийная пресса не охватывала ста процентов обывателей. Ее распространению препятствовали объективные и субъективные факторы. Например, транспортные проблемы не позволяли вовремя и в полном объеме доставить прессу в провинцию, а, значит, качественно и в срок оказать влияние на формирующееся общественное мнение.
Чужую культуру можно воспринять, можно восхищаться отдельными ее проявлениями, но кардинально изменить сознание 20 миллионов человек, которое складывалось веками, в течение нескольких месяцев - невозможно. В условиях кризиса, краха и полнейшего разочарования, трудно привлечь идеями, которые непонятны.
Западную печать и пропаганду восточные немцы воспринимали, потому что она была близка и по духу и по образу мысли. Они видели подтверждение фактов, приводимых западными СМИ. Им была понятна логика рассуждений, потому что совсем недавно они были единой страной с общими взглядами на жизнь, политику, экономику, у них была общая история. Теперь они были поделены между двумя совершенно разными политическими системами, с разным мировоззрением, одно из которых было ясно и логично, а другое запутано и непонятно.
Вплоть до 1948 г. СВАГ старалась изменить мышление восточных немцев, хотя и не всегда получалось. В конце 1947 г. на место грамотных, образованных людей, старавшихся адаптировать приказы Москвы под ситуацию и менталитет, придут те, кто привык четко и точно выполнять приказы. Политическая ситуация изменится, наступит время первого кризиса как внешнего так и внутреннего, который положит начало целой веренице проблем, с которые будет решать уже правительство ГДР.

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*