Высшее юридическое образование в Германии
Сближение различных систем высшего образования – конечная цель Болонского процесса – требует знакомства с различными образовательными системами, которые и подлежат унификации, и проведения тщательного анализа. Нам, преподавателям Удмуртского государственного университета, представилась возможность познакомиться с организацией системы юридического образования Федеративной Республики Германии. В рамках международной европейской программы TEMPUS, посвященной реформированию юридического образования в России, в 2003 и 2004 гг. состоялись поездки в университеты городов Ганновер и Люнебург земли Нижняя Саксония. У любого заинтересованного наблюдателя при знакомстве такого рода невольно происходит процесс сравнения известных ему форм обучения в нашей высшей школе с теми, которые действуют в Германии, оценка этого сравнения постоянно колеблется между полюсами «хорошо» - «плохо» и зачастую носит субъективный характер. Не ставя перед собой задачу сравнительного анализа и не останавливаясь отдельно на существующих отличиях, проследим в основных чертах путь молодого человека в процессе приобретения им профессии юриста в Германии.

Основным условием для поступления на юридический – как и на любой другой – факультет университета является аттестат об окончании гимназии. С хорошими оценками в аттестате зрелости абитуриент с первой попытки после подачи заявления принимается без экзаменов на юридический факультет. Если оценки в аттестате недостаточно высоки, его заявление откладывается для повторного рассмотрения комиссией и в следующем периоде набора студентов может быть удовлетворено. Став студентом, этот молодой человек должен приложить достаточно много стараний, чтобы выдержать довольно серьезные требования, предъявляемые к обучению в высшей школе, и в частности на юридическом факультете.
Претерпев несколько реформ, современная модель юридического образования, существующая с 6 июня 1983 г., стала называться двухфазовой, или двухступенчатой. Первая ступень носит название «университетское образование» и заканчивается первым юридическим государственным экзаменом. Вторая – является практическим подготовительным периодом и называется референдариат, а практиканты – референдарами. В конце этой фазы сдается второй государственный юридический экзамен.
Срок обучения в университетской фазе, установленный в государственном стандарте, составляет 4 года (8 семестров). Однако в силу разных обстоятельств, обусловленных достаточной сложностью поставленных перед студентами в процессе обучения задач, он не всегда выдерживается учащимися. Этот период растягивается у отдельных студентов на 10 – 12 семестров. Почему же так происходит?
Во-первых, студенту приходится совершенно самостоятельно планировать график своего обучения, разумеется, в соответствии с теми учебными стандартами, которые предлагает данный университет. Таким образом, ответственность за сроки обучения и успешность личной подготовки ложится на плечи самого студента. Гибкость в отношении планирования порядка и выбора дисциплин накладывает личные обязательства на учащегося определять и распределять свои силы.
Во-вторых, университет не формирует студенческие академические группы, студенты посещают занятия в соответствии со своим индивидуальным графиком. Их аудиторная нагрузка составляет примерно 12 часов в неделю, остальное время планируется на самостоятельную подготовку. Тематика лекционных курсов и семинарских занятий, а также время их проведения (вплоть до указания номера аудиторий) известны заранее на период всего семестра. Студенты готовятся не только к семинарам и практическим занятиям, но и к лекциям, куда они должны являться с определенным багажом самостоятельно приобретенных знаний.
В-третьих, особенность организации учебного процесса такова, что система проведения и первого и второго государственных юридических экзаменов не позволяет участвовать в них тем профессорам и преподавателям, которые читают лекции и ведут практические занятия. К приему государственных экзаменов привлекаются практикующие юристы, представители министерства юстиции, судов и профессора других вузов.
В-четвертых, существует жесткая объективная процедура оценивания знаний выпускников обеих ступеней обучения. Организация 1-го государственного юридического экзамена и 2-го во многом схожа, поэтому можно ограничиться, например, описанием 1-го государственного юридического экзамена, которым завершается теоретический этап юридического образования, а именно университетский. Хотя некоторыми составителями проспектов о высших учебных заведениях Германии утверждается, что государственные экзамены во всех вузах равноценны и не имеют ранжирования, некоторые наблюдения все же показывают, что в разных университетах существуют небольшие различия в порядке подачи и количестве экзаменационных письменных работ (Klausur). В наше поле зрения в данном случае попали университеты Ганновера, Оснабрюка и Бремена.
Экзамен проходит в три этапа. Он начинается с домашней работы по уголовному, гражданскому или публичному праву (Hausarbeit), на которую выделяется 6 недель. Содержание работы – это решение какого-либо дела, с его теоретическим обоснованием, с использованием не менее 130 юридических источников и объемом в 50/100 страниц. Затем, в течение двух недель пишутся 3-4 аудиторные контрольные работы, каждая по одному из вышеперечисленных отраслей права. Условия для соблюдения порядка в аудитории и самостоятельности написания работы заранее оговорены и строго соблюдаются: время работы – 5 часов, предоставляется возможность выйти 2 раза на короткое время из аудитории, при решении задач можно пользоваться кодексом.
Примерно через полгода после того как проверены все письменные работы (они проверяются независимыми экспертами), наступает устный экзамен. Экзаменационная комиссия состоит из 3-4 человек и ведет экзамен по известному только ей заранее составленному плану. Перед экзаменаторами располагаются 4-5 экзаменуемых и без подготовки отвечают на вопросы профессоров, обращенные к каждому из них по порядку. Если кто-то затрудняется в ответе на вопрос, то дается возможность высказаться другому. Экзамен длится 1 час, результат сдачи известен сразу после экзамена. Если экзамен сдан успешно, то примерно через полгода студент становится референдаром и вступает во второй – практический – этап обучения юридической профессии. Его статус в данный момент соответствует статусу специалиста с неоконченным высшим юридическим образованием (Nichtvolljurist).
Во второй половине прошлого столетия юридическое образование в Германии «знало» также и «однофазовую» модель обучения юристов. Недостатками существовавшего в то время юридического образования считались: а) долгие сроки обучения (рефендариат длился 3 года), б) приоритет в обучении подготовке специалистов к деятельности судьи, в) разрыв между теорией и практикой.
Из всего изложенного мы видим много положительных черт в организации юридического образования в Германии: это основательность и качественность обучения, предоставление обучающимся большой самостоятельности и права выбора в подготовке себя к будущей профессиональной деятельности, объективность контроля знаний и широкая открытость теоретическому и практическому исследованию европейского и международного правового пространства. Может быть, поэтому переход к Болонской системе высшего образования вызывает неоднозначное отношение среди профессоров современных немецких университетов.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ