Бедность в больших городах Западной Германии
Число людей в западной части нынешней Германии (бывшей ФРГ), страдающих от бедности, с 1970 по 1993 г. увеличилось в пять раз. В 1993 г. в Западной Германии насчитывалось 3,3 млн. бедных людей, из которых примерно половина проживала в крупных и средних городах (с населением 50 тыс. жителей и более). Доля людей, относимых к категории бедных, в этих городах составляла 9,3% и была выше, чем в других, менее крупных населенных пунктах (4,0%). В отличие от восточных земель страны в западных землях бедность более характерна не для сельских, а для городских районов. К числу бедных, согласно статистике, относятся лица, чей доход находится ниже определенного уровня и которые в силу этого получают социальную помощь для удовлетворения “нормальных” повседневных потребностей в питании, одежде, жилье и т.д.
Рост числа бедняков характерен для всех крупных и средних городов в западных землях Германии. Более интенсивно этот процесс протекает в северных регионах страны (земли Шлезвиг-Гольштейн, Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург), в то время, как в южных землях (Рейнланд-Пфальц, Саар, Баден-Вюртемберг, Бавария) темпы роста бедности заметно ниже. Это объясняется различиями в экономическом развитии обоих регионов.

Помимо экономических и демографических различий, влияющих на уровень и темпы роста бедности, следует учитывать также факторы поведенческого и ментального характера. Дело в том, что получение социальной помощи в традиционном, обывательском представлении воспринимается как некое негативное явление и поэтому лица, имеющие право на получение такой помощи, редко реализуют его. Вследствие этого в консервативно настроенных кругах существует скрытая бедность, трудно поддающаяся учету. Для многих людей, относящихся к этой группе, большое значение имеет помощь, оказываемая по линии семейных связей или церковных организаций, в то время как социальная помощь имеет второстепенное значение. Эта тенденция подтверждается и статистическими исследованиями: чем больше число церковных прихожан в городе, тем ниже число получателей социальной помощи даже при одинаковом уровне безработицы. При этом принадлежность к той или иной конфессии не играет заметной роли, хотя число прихожан в католических церквах, преобладающих в Южной Германии, выше, чем в евангелических церквах Северной Германии.
Росту бедности способствует рост численности занятых в сфере услуг, характерный для городов. По этой причине именно в городах с развитым третичным сектором наблюдается тенденция к росту бедности и социальной поляризации населения. Проблема бедности в больших городах Германии связана с целым рядом проблем, одной из которых является усиление социальной дифференциации в городе и обособление беднейших слоев от остальной части городского населения. Эта проблема, как указывает Х. Хойсерман, возникла еще в прошлом веке.
В XIX в. в больших городах сформировались обширные кварталы бедноты. Причиной этого были изменения в спросе на рабочую силу под влиянием циклических колебаний экономического развития, краткосрочность трудовых договоров и низкая почасовая заработная плата. Тем не менее даже в условиях низкого спроса на рабочую силу происходила миграция из деревни в город, поскольку очередной циклический подъем позволял интегрировать массы бедняков в городскую экономику. Эта интеграция была более устойчивой, чем интеграция в городское общество, которая не обеспечивала бедным слоям ни политические права, ни достойные условия жизни. С начала 20 столетия, и особенно в годы Веймарской республики, политика развития городов постепенно приобретала социальную направленность. Ее целью было в первую очередь улучшение жилищных условий малоимущих слоев путем финансовой поддержки строительства для них добротных квартир. Эта политика, способствовавшая социальной интеграции города, и была направлена на сохранение малоимущих в качестве резерва рабочей силы на рынке труда.
В конце 20 столетия городская политика все больше начинает утрачивать эту социальную направленность под влиянием изменений, происходящих в городском обществе. Во-первых, рынок труда стал менее емким и для многих слоев оказался закрытым. Во-вторых, значительно ослабла социальная направленность в жилищном строительстве и обеспечении населения жильем. В-третьих, усилилась этническая и социальная дифференциация городского общества. И эта тенденция сохранится в XXI в.
Изменения на рынке труда выражаются в неуклонном, на протяжении двух последних десятилетий, изменении структуры занятости в больших городах. В ходе этого процесса неквалифицированный труд в промышленности утратил свое значение. Благодаря новым транспортным и коммуникационным технологиям, роль города как центра сосредоточения занятости значительно ослабла. Рост доли занятых в третичном секторе в общей численности работающих ведет в конечном счете к постоянно усиливающейся двойственности структуры занятости. С одной стороны, увеличивается число профессий, требующих высокой квалификации. Это относится к той части растущего сектора услуг, которая связана с обслуживанием производства (электронная обработка данных, реклама, маркетинг, исследования и развитие, информационная и коммуникационная служба). С другой стороны, расширяются сферы деятельности, не требующие высокой квалификации (служба охраны, уборки, транспортные услуги, гостиничное дело и т.п.). Это ведет к поляризации занятости в больших городах, к увеличению разрыва между спросом и предложением рабочих мест. Для городов такая ситуация чревата взрывоопасными последствиями. С ростом безработицы снижаются поступления от подоходного налога, в то время как социальные расходы увеличиваются. Города, таким образом, оказываются в постоянно углубляющемся финансовом кризисе, связанным с нехваткой средств для социальной поддержки нуждающихся слоев населения.

“Новые бедные” появляются в крупных промышленных городах, достигших своего расцвета, в которых в перспективе не предвидится расширение рынка труда, способного поглотить этих людей. Проблема состоит в том, что все большее число людей утрачивает возможность жить приемлемой, достойной общественной жизнью в результате их маргинализации. Эта поляризация общества в больших городах связана с перераспределением общественного богатства снизу вверх - доходы хорошо зарабатывающих и их доля в национальном богатстве растут, а доля лиц с низкими доходами падает.
Новые транспортные и коммуникационные технологии, а также глобализация экономики способствуют ослаблению стимулов к пространственной концентрации населения. Люди в больших городах все больше разобщаются, предъявляют повышенные требования к размерам квартир, следствием чего является ускорение процесса субурбанизации. Движущей причиной переселения людей в пригороды является желание иметь большие квартиры и земельные участки, стремление жить в экологически чистых районах, не соседствуя с другими слоями населения.
В больших городах отчетливо проявляется тенденция к формированию городских изгоев. И если в XIX и начале XX в. классовая борьба в городах была борьбой за улучшение жилищных условий и условий жизни, то теперь проблема состоит в том, чтобы люди смогли интегрироваться в экономическую жизнь. В районах, где жилье доступно, отсутствуют возможности для активного участия в экономической жизни. Возникает порочный круг: лица, которые не могут найти работу, вытесняются в кварталы, где эта возможность отсутствует. Конечным результатом наблюдаемых процессов становится пространственная разобщенность городского населения, ведущая к обострению проблемы социальной дезинтеграции городского общества. Поэтому задачей городских властей является сохранение и поддержание политического и культурного единства городского сообщества.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ