Приоритеты французского председательства в ЕС
Главная идея европейского курса Николя Саркози, по его собственному утверждению, защита европейцев от рисков глобализации. Ее реализация должна была придать яркости внешнеполитическому имиджу Н. Саркози и одновременно стала бы ответом на острые глобальные вызовы европейскому и мировому сообществу. Одной из таких идей, обогатившей «гуманитарное послание» Франции миру, стала борьба против «парникового эффекта», строительство единой европейской политики по сокращению вредных выбросов в атмосферу.

К этому добавились два других стратегических приоритета французского председательства: создание Средиземноморского союза и прогресс в строительстве европейской оборонной политики. Последнее происходило из стремления преодолеть франкоамериканские разногласия и из намерения активизировать как европейское, так и евроатлантическое сотрудничества в области производства вооружений и в разрешении международных кризисов.
Наряду с реализацией оригинальных инициатив, имеющих идейное значение и вписывающихся в некий глобальный проект, Николя Саркози предстояло решить ряд насущных проблем европейского строительства, в частности, разблокировать Конституцию ЕС, отвергнутую французами на референдуме 2005 г.
Союз для Средиземноморья: символичный или символический успех дипломатии Н. Саркози?
Идея создания Средиземноморского союза была выдвинута Николя Саркози в период его избирательной кампании 2007 г. Здесь президенту Франции предстояло столкнуться с целым рядом противоположных интересов и в ЕС, и в странах Средиземноморья, и в США, привыкших контролировать безопасность в регионе. Подобно тому, как в годы биполярности французская дипломатия видела свою планетарную миссию в наведении мостов между двумя полюсами, ее проект
Этот проект, призванный вернуть Франции ведущую роль в Европе и в Средиземноморье, первоначально насторожил как тех, к кому непосредственно был адресован, так и тех, кто считал себя из него исключенным, в частности несредиземноморские страны ЕС и страны арабского Востока. Чтобы успокоить первых, Франция согласилась с Испанией, которая считала, что Союз лишь призван дать новый импульс Барселонскому процессу, начатому в 1995 г, но не отмеченному какими-либо показательными свершениями. Сохранение доверия внутри франко-германской пары потребовало «снижения ставок» в этом проекте, что выразилось в изменении названия. Средиземноморский союз был переименован в Союз для Средиземноморья (СДС). Можно было предположить, что Средиземноморский союз будет самостоятельным, хотя и тесно связанным с ЕС объединением государств Средиземноморского бассейна. Подобный союз для стран побережья Балтийского моря уже действует. Он включил только прибрежные страны ЕС и соседние страны Балтики, в частности, Россию. Франция является лишь наблюдателем в этой ассоциации.
Согласие Германии на создание СДС нелегко далось французской дипломатии. В декабре 2008 г. Ангела Меркель предупредила Николя Саркози об опасности, что эта односторонняя инициатива Парижа может подорвать единство ЕС. В феврале вопросы будущего председательства Франции в ЕС обсуждались Анри Гиано (специальным советником Н. Саркози) с шерпом канцлера Германии по европейским вопросам. А. Гиано заявил, что он не понимает, зачем Германии вмешиваться в дела Средиземноморья, тем более что Средиземноморский союз от нее не потребует финансовых усилий. Последнее подразумевало неучастие несредиземноморских стран, среди которых Германия, во французском проекте. Французский представитель указал также на опыт создания другой региональной организации с ограниченным кругом участников из ЕС Союза стран Балтии, в котором Германия проявляет крайнюю заинтересованность. «Мы не можем оставить это досье только в ваших руках. Это стратегический вопрос», заявил в ответ германский представитель и пригрозил, что если Франция не уступит, Берлин блокирует все остальные досье ее председательства. Париж согласился подключить к создающемуся Средиземноморскому союзу все 27 членов ЕС. В обмен Франция получила статус полноправного члена Балтийского союза, в котором до тех пор была лишь наблюдателем.
Для достижения паритета между Севером и Югом в руководстве СДС были названы два сопредседателя с обоих берегов: президент Франции Н. Саркози и президент Египта Хосни Мубарак.

По сути, идея создания СДС родилась из стремления Франции сторонницы Европы государств наций создать принципиально иную, чем родившуюся в Барселоне, ассоциацию стран Севера и Юга, свободную от бюрократического гнета Брюсселя. Анри Гиано, специальный советник Николя Саркози и один из авторов проекта Союза, первоначально достаточно резко отреагировал на заявление еврокомиссара по международным делам ЕС Б. Ферреро Вальднеротом, что СДС является продолжением Барселонского процесса, хотя, как говорилось выше, Франция должна была с этим согласиться, чтобы успокоить Испанию.
Не по всем досье можно ожидать быстрого совпадения позиций внутри СДС. Одним из первых позитивных итогов саммита стало возобновление ливано-сирийских дипломатических контактов, но сразу вслед за тем сирийский президент Баша Осад отказался присутствовать на выступлении главы Израиля Эхуда Ольмерта и демонстративно покинул зал заседаний. Уже обсуждение текста Совместной декларации показало, что мир на Ближнем Востоке, безусловно, будет самым трудным досье Союза. В этой части итоговая формулировка финальной Декларации саммита весьма расплывчата и не содержит прямого требования вывода израильских поселений с палестинских земель (оно указано в скобках). Не стоит также забывать, что США, которые играют в этом процессе одну из первых ролей, не участвуют в Союзе для Средиземноморья. Не исключено, что последнее обстоятельство будет оказывать негативное влияние на становление любого сотрудничества в области безопасности региона в рамках новоиспеченного Союза.
Участие в нем Израиля и арабских государств не могло предотвратить новый военный конфликт на Ближнем Востоке, вспыхнувший 27 декабря 2008 г. после начала израильской операции в Газе. Напротив, война в Газе привела к «приостановке» функционирования институтов СДС. По инициативе арабских стран, которые после начала боевых действий отказались сесть за один стол с Израилем, с января 2009 г. были аннулированы все запланированные ранее институциональные и технические встречи Союза для Средиземноморья. Формально на этом настоял сопредседатель СДС президент Египта Хосни Мубарак. Николя Саркози, сопредседатель с европейской стороны, не стал настаивать, поскольку полярные позиции участников в отношении конфликта могли привести к расколу новорожденного Союза. Между тем, именно в рамках СДС должна обсуждаться международная программа помощи, направленной на восстановление Газы. Французская дипломатия склонна не драматизировать сложившуюся ситуацию, считая, что СДС проект, нацеленный на длительную перспективу, и он не должен пострадать из-за приостановки деятельности «на несколько месяцев».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ