Воспитание и образование во Франции в XVII – начале XVIII века
Процесс интернационализации современного общества принимает широкие масштабы и предполагает сопоставление экономических, социально-политических, культурных параметров развития различных государственных систем. В настоящее время происходит интеграция России в Европейское сообщество, так как в 1986 году страна стала членом Совета Европы. Для создания единого интернационального социально-культурного пространства международному сообществу необходимо преодолеть процессы отторжения, сопротивления унификации, возникающие из-за недостаточного понимания исторически сложившихся особенностей того или иного этноса.
Вклад Франции в сокровищницу мировой культуры нельзя переоценить. Гуманистические идеалы, зародившиеся на ее территории, глубоко проникли в общественное сознание и стали неотъемлемым элементом мировой цивилизации. На протяжении длительного периода Россия и Франция были тесно связаны как культурно, так и экономически. В современных условиях происходит возрождение традиционных связей и становление новых. Россия и Франция подписали Болонскую конвенцию, взяв на себя обязательство построить единое европейское образовательное пространство. Международный процесс интеграции отражается в национальных образовательных системах, изучение которых, как части культурного пространства, способствует преодолению возникающих гуманитарных противоречий.
Франция с момента своего формирования как государства являлась страной высокой национальной культуры, в которой образование традиционно относилось к сфере государственных интересов и имело гуманистическую составляющую, привнесенную в древнюю Галлию римлянами. В тот период в ходе реализации государственной образовательной политики перед французской школой стояли три задачи: предоставить молодежи знания, необходимые в дальнейшей жизни; исправить недостатки воспитанника и воспитать гражданина-патриота; дать религиозное воспитание в духе христианских традиций.
Приоритеты в области образования отражались в государственных актах. Так, регламент Генриха IV Наваррского, короля Франции, начинался следующими словами: «Счастье царств и народов и особенно государства христианского зависит от хорошего воспитания молодежи, которое ставит себе целью культивировать и просветить ум молодых людей, дотоле грубый, подготовить их изучением наук к достойному исправлению различных должностей, им предназначенных, - без чего они были бы людьми бесполезными для государства - и научить религии и искреннему богопочитанию, неизменной привязанности к своим отцам, матерям и отечеству, почтению и повиновению по отношению к государю и правителям».
Факторами, повлиявшими на развитие образования во Франции, стали римская культура и христианство, обновившее и обогатившее своими идеями античную культуру и сохранившее ее в период упадка и варварства. Об этом свидетельствует анализ педагогических трактатов французских авторов XVIII века Фенелона (Fenelon, Fr. de Salignac de la Mothe archeveque-duc de Cambrai prince de St.-Empire), Шарля Роллена; работ историографов французской системы образования Габриэля Компейре, Клер де Ремюза (Remusat, Claire Elisabeth Jeanne Gravier de Vergennes de), Луи Мартена (Martin) и Вале де Виривиль (Vallet de Viriville), опубликованных в XIX веке; трудов современных отечественных ученых, работающих в области истории образования и сравнительной педагогики А.Н. Джуринского, Е.Я. Ореховой, Т.Б. Рябовой, В.Г. Торосян.
К концу XV века с укреплением королевской власти во Франции произошел рост светского мировоззрения в образовании и зародились процессы его секуляризации. В первые годы царствования Людовика XIV против идеологии ордена иезуитов выступили янсенисты (от имени голландского ученого Янсения). Янсенизм оказывал влияние на политику парламента и духовенства. Они обосновались в упраздненном монастыре Пор-Рояль недалеко от Версаля, где развивались наука, литература, ремесла, земледелие, школьное образование. Янсенисты пытались реформировать христианскую систему воспитания, соединив в школе глубокое изучение религии с серьезным занятием языками, содействуя самостоятельной деятельности учащихся и воспитывая в них христианские добродетели. Ими был издан ряд учебников по грамматике, логике, математике, которые использовались во Франции на протяжении нескольких поколений; ввели в школе изучение родного языка и принцип наглядности. В борьбе с орденом иезуитов янсенисты потерпели поражение, папа римский объявил учение ересью и в 1709 году Пор-Рояль был закрыт и разрушен.

После введения в образовательные программы французского языка публикуются методические пособия по его изучению, такие как трактат философа-утописта, историка Габриеля-Бонно де Мабли (Mably, 1709-1785) «Параллели между римлянами и французами» (1740), учебники Р.-Д. Франсуа-Серафина «Трактат о французской грамматике» (1705), П. Бухура «Сомнения относительно французского языка» (1674), Пьера Ресто «Краткое изложение принципов французской грамматики» (1732) и «Основные принципы и начала французской грамматики». При преподавании ораторского искусства использовалась «Логика» (1662) - учебник для «малых школ» при монашеском ордене «Оратории» Антуана Арно и Пьера Николь, а также учебник «Искусство красноречия» Б. Лами (1640-1715), высоко оцененный Ж.-Ж. Руссо.
В это время были изданы труды по естественно-научным дисциплинам, использовавшиеся при обучении: «Существование бога, доказанное чудесами природы» (1715) голландского врача, математика, религиозного философа Бернара Ньевентита (1654-1718), «О человеке» Жана де Лабрюйера (La Bruyere, 16451696), «Зрелище природы» писателя, педагога, преподавателя коллежа в Реймсе, затем - руководителя Лионского коллежа аббата Плюша (Pluch, 1688-1761), «Человек-машина» (1747) французского философа, врача Жюльена Офре де Ламетри (Lamettrie, La Mettrie, 1709-1751).
Девочкам из бедных семей Церковь давала начальное понятие о католической вере. Для тех, чьим родителям удавалось подняться над бедностью, существовал шанс получить образование в женских монастырях, в открытых школах, как за плату, так и бесплатно. Однако этот шанс предоставлялся избирательно, так как число учениц было ограничено. Подобные учреждения формировались в светском обществе с учетом общественного блага и частного интереса. В Париже с XIII века существовали малые, или грамматические школы. Независимо от религиозной доктрины в них учили читать, писать, считать. Уже в 1380 году в Париже было 60 таких школ, из которых 40 предназначались для обучения мальчиков, а 20 - девочек . Все они находились в ведении певчего кафедрального собора, который взимал с них плату и имел право назначать и увольнять учительниц .
Таким образом, гуманистические идеи французской педагогики периода Ренессанса наполнились новым содержанием в эпоху Просвещения при обращении к проблеме человека, его развитию через совершенствование складывающейся системы образования. Французские просветители (Вольтер, Деламбер, Дидро, Монтескье, Руссо и другие) выделили как основную задачу просвещения народа популяризацию новых идей и знаний в общедоступной форме. Эта задача была ими реализована через создание «Энциклопедии». Единство классического и новаторского стало традиционной тенденцией в развитии системы образования Франции, проявившейся в создании наряду с начальными школами, коллежами и университетами учебных заведений, осуществлявших профессиональную подготовку - инженерных, артиллерийских, навигаторских, горных, ветеринарных школ, ставших прообразами современных высших школ страны. Наряду с существующими религиозными и светскими мужскими образовательными учреждениями появляются организации, чья деятельность связана с женским образованием. Увеличение потребности в квалифицированных кадрах и формирование интеллектуальной элиты стимулировало развитие начального профессионального образования через производственное ученичество и открытие фабричных школ, что было для того времени прогрессивными образовательными стратегиями, отвечавшими новым социальным запросам и тенденции привлечения к образованию средних и низших слоев населения.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ