Высшее женское образование и женское движение в XIX — начале XX в.

Французские женщины добились возможности получать высшее образование уже в конце 60-х гг. XIX в., намного раньше, чем женщины в других европейских странах. Произошло это, с одной стороны, благодаря женскому движению, а с другой стороны, было частью политики государства по изменению системы женского образования. Однако большинство француженок правом на получение высшего образования не пользовались, и в течение долгого времени большую часть студенток во французских университетах составляли иностранки.Эта специфика во многом определялась внешними факторами социально-экономического, политического, идеологического и организационного характера, а также гендерными стереотипами, распространенными во французском обществе.

 

Высшее женское образование и женское движение в XIX — начале XX в.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1789 по 1924 год. Оно начинается с Великой Французской революции, когда появились первые женские общества, и заканчивается периодом после первой мировой войны, во время которого, с одной стороны, движению удалось реализовать большинство поставленных целей, а с другой стороны, оно перестало быть массовым, и большинство организаций прекратили свое существование.
Женское движение во Франции в период с 1789 по 1924 г. прошло в своем развитии два этапа, отличающихся по целям, идеологии, репертуару коллективных действий и типу организационных структур.
Период с 1789 по 1860 г. был временем начала фундаментальных изменений: в политике, экономике, психологии, быте и нравах общества. Кризис и разрушение «старого порядка» способствовали постепенному развитию новых производственных отношений, которые содействовали процессу модернизации и связанным с ней процессам урбанизации и индустриализации. Это привело к формированию новых социальных классов, постепенному изменению социальной структуры общества, доминирующего типа организационной структуры и положения различных социальных групп и общностей; создало принципиальную возможность для возникновения различных общественно-политических движений, в том числе женского.
Отличительной особенностью политической жизни Франции в этот период была закрытость политической системы для большинства граждан. Избирательными законами 1791 и 1830 гг. был установлен высокий имущественный ценз, в соответствии с которым решительное большинство в парламенте вплоть до 1848 г. имела только крупная буржуазия. Число политических партий, групп и фракций, способных переводить требования различных социальных групп на официальный язык парламентской политики, было минимальным, они сами только вступали в стадию формирования и закрепления в политической жизни.
Однако существовали внешние факторы , которые делали вероятность развития организованного женского движения в рассматриваемый период очень низкой. Женщины не имели опыта осознания и презентации своих интересов. Степень пространственной концентрации женских групп с однородными интересами и потребностями была минимальной: практически отсутствовала первоначальная организованность женского населения (добровольные общества и объединения разных групп женского населения). Основная часть общества не осознавала существования женского вопроса и была настроена враждебно к проявлениям женской активности.

Высшее женское образование и женское движение в XIX — начале XX в.

 Эти факторы обусловили специфику и циклы развития женского движения во Франции в 1789—1860 гг. В этот период движение возникало только во время революционных подъемов (1789, 1830 и 1848 гг.) на волне общих циклов протеста населения. Затем, вследствие конфликта интересов движения и власти, государство проводило политику прямого подавления, а движение прекращало свое существование.
После революций наступал период реакции, прямого подавления женского движения, запрета женских обществ. Республиканский тип правления менялся на монархический, происходило ограничение гражданских свобод: введение цензуры, запрет собраний и усиление позиций антидемократических сил, поддерживающих реакцию, в частности позиций католической церкви, которая проводила целенаправленную политику распространения и усиления своего влияния на женщин. Эта политика церкви закрепляла в сознании важность для общества единственных функций, предназначенных для женщин существующей гендерной системой, — жены, матери и истовой католички. Пропаганда и политика церкви имели большой успех во Франции, где большинство женщин поддерживало традиционные религиозные ценности и выступало против теорий эмансипации и равноправия.
Все эти внешние условия определили специфику развития первого этапа женского движения за высшее образование в 1789—1860 гг.
Проблема организации женского образования в это время была тесно связана с изменением роли женщины в обществе, вызванным промышленным переворотом. Работа по дому в этот период впервые за всю историю перестала быть чисто женской обязанностью, так как она утратила свой производительный характер. Помимо традиционного подчинения женщины мужчине появилась еще одна причина порабощения слабого пола: мужчина в конце XVIII в. стал единственным кормильцем семьи. Претензии мужчины на власть объективно основывались на его труде вне дома, приносившем доход . Вследствие этих процессов женщина оказалась заключена в частной сфере дома, а мужчине достался внешний мир. Поэтому женщине были приписаны черты характера, будто бы предопределившие ее для семьи и домашнего очага.
Во Франции это концептуальное изменение образа женщины было осуществлено Ж.-Ж. Руссо в его работе «Эмиль или о воспитании» (1762). Исходя из физической, умственной и нравственной неполноценности женщин, он отводил им роль подчиненного существа, способного только на воспроизводство человеческого рода. Женщина определялась Руссо как «другое», т. е. чужеродное существо, с которым мужчину связывает только задача рождения потомства, поэтому для него естественным являлся вывод, что жизнь женщины должна быть иной, чем у мужчины, начиная с воспитания и еды и кончая особенной моралью. «Нравиться мужчинам, быть им полезной, внушать им любовь и почтение, воспитывать их, пока они молоды, заботиться о них, когда они станут взрослыми, советовать им, утешать их, делая им жизнь приятной и отрадной» — вот, по мнению Руссо, обязанности женщины во все времена, и именно этому их надо учить с детства.
Трансформация семейного уклада, развитие новых производственных отношений требовали пересмотра системы воспитания, образования и изменения социально-правового статуса женщин. Но господство идеала женщины, как пассивной и подчиненной во всем мужу домохозяйки, делало возможность этих изменений маловероятной. На самом деле, на протяжении всего периода наблюдалась тенденция к еще большему ограничению прав женщин. Это противоречие способствовало осознанию женщинами своего положения, как неудовлетворительного, и началу женского движения.
Первая фаза женского движения началась во Франции в период революции 1789 г., когда появились многочисленные женские клубы, общества и объединения, которые не выдвигали четких требований, а добивались улучшения положения женщин в целом. Их действия носили спонтанный характер, так как причины социального недовольства и способ разрешения структурного напряжения были неосознанны. Определенностью требований выделялось лишь феминистское крыло женского движения, которое впервые поставило на повестку дня вопрос о праве женщин получать приемлемое образование и участвовать в политической жизни страны.

Однако, в отличие от начального женского образования, за изменение которого выступали как отдельные женские общества, так и участники революции, такие, как Кондорсе, Лаканаль, Лепелетье, ни одна женская организация, ни один общественный деятель в этот период не решились поднять вопрос о возможности для женщин получать равное с мужчинами высшее образование. Объяснить это можно рядом факторов.
Во-первых, консервативностью общества, которое даже в этот период не решилось ввести равное начальное образование для обоих полов.
Во-вторых, влиянием католической церкви, которая играла весьма существенную роль в женском образовании. Большинство женщин, получивших образование при монастырях, были воспитаны для выполнения традиционной роли жены и матери и не претендовали на доступ к «мужским профессиям», для освоения которых нужно высшее образование. Новая система женского образования не была создана в период революции, поскольку альтернативой религиозному образованию выступало образование, равное мужскому, идея которого противоречила закрепленной гендерной системе. В-третьих, сама система дореволюционного высшего образования требовала кардинальной перестройки в новых социально-экономических и политических условиях.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*