Будет ли принята Болонская конвеция?
Зададимся отнюдь не праздными вопросами. Чем должен завершиться Болонский процесс? Какова возможная стратегия общеевропейских интеграционных процессов после 2010 года?
В сфере образования такие межгосударственные процессы, как Болонский процесс, всегда завершались конкретным решением — принятием соответствующей конвенции. В рамках Евросоюза это были директивы. Считаю, что и Болонский процесс должен завершиться принятием некой конвенции Совета Европы, в которой были бы определены механизмы реализации странами и высшими учебными заведениями принципов Болонского процесса, Болонской декларации. Подписание вначале от имени правительств, а затем и ратификация этой конвенции парламентами государств обяжет страны, их системы образования в полном объеме осуществлять положения, принципы Болонского процесса (Болонской декларации). А пока остается довольствоваться
Во-первых, это должна быть конвенция именно Совета Европы, ибо сегодня в Болонском процессе официально участвуют 46 государств. Поэтому нельзя ограничиться документом на уровне стран Евросоюза. Уместно вспомнить, что в 1999—2001 годах шла дискуссия между Советом Европы и Еврокомиссией о формате реализации Болонского процесса, точнее, шла она вплоть до 2003 года, когда некоторые страны из числа новых членов Евросоюза возражали против присоединения России, Украины к Болонскому процессу. И только бла-годаря позиции глав ведущих государств Европы — Германии, Франции, Англии, Италии, Испании, Нидерландов, при поддержке Президента России В.В. Путина Болонский процесс приобрел нынешний представительный, действительно общеевропейский формат.

Во-вторых, надо понимать, что в 2009 году на очередной Конференции министров образования по Болонскому процессу может быть только взят курс на подготовку такой общеевропейской конвенции, условно говоря — «Болонской конвенции». Реально проект конвенции может быть готов для принятия примерно к 2013 году. А если учесть, что, как показывает опыт, в том числе и принятия Лиссабонской конвенции, процесс ратификации такой важной конвенции занимает от 3 до 5 лет, то от принятия решения в 2009 году о разработке итогового документа Болонского процесса до его обязательного исполнения государствами пройдет не менее 7 лет. Срок вполне достаточный для решения многих проблем своевременной реализации Болонского процесса, для подготовки систем образования различных стран к полномасштабному участию в общем европейском пространстве высшего образования.
В любом случае ясно, что, разрабатывая дорожную карту сотрудничества Россия — Евросоюз в сфере образования, мы хотим создать понятную каждой из сторон систему взаи-модействия. В этой связи целесообразно вспомнить, что любая система работает, если есть, во-первых, структура с определенными функциями, которая поддерживает функциониро-вание этой системы, а во-вторых, если есть механизмы, в том числе финансово обеспеченные, для реализации намеченных мер.
Что касается механизмов, то у нас имеется возможность использования уже апробированного в России и в Евросоюзе опыта реализации соответствующих программ — специальных или, возможно, в России Федеральной целевой программы развития образования и ее подпрограмм. Если же говорить об организациях, способных наладить и координировать соответствующую работу, то в России не надо придумывать и создавать новые структуры. У нас есть На-циональный фонд подготовки кадров, хорошо проявивший себя именно в сопровождении проектов и программ, в том числе как оператор в сотрудничестве в сфере образования между Россией и Международным банком реконструкции и развития. Опора на Национальный фонд подготовки кадров будет положительно воспринята (что также немаловажно) вузовским сообществом, ибо именно в рамках НФПК более 100 вузов, в том числе многие ведущие высшие учебные заведения, прошли школу, подчеркиваю, даже не государственно-общественного, а общественно-государственного управления в разработке и реализации программ.
Болонский процесс давно уже перестал быть для вузов чем-то экзотическим. Он превратился в одно из ведущих направлений модернизации и реформирования системы высшего образования. Те, кто глубоко вник в задачи, сформулированные в Болонской декларации и в последующих документах, давно уже отказались от мнения, что участие в Болонском про-цессе ведет к подражательности наших реформ по отношению к Западной Европе и США. Нет, вместе с другими ведущими странами мы стремимся к созданию системы высшего образования, адекватной вызовам XXI века и гарантирующей подготовку первоклассных специалистов. Такова наша цель, для достижения которой предстоит еще провести огромную работу.
В Санкт-Петербургском государственном университете 14 декабря открылся Учебный центр по изучению информационных технологий «IT». Это совместный проект университета, корпорации «Microsoft» и группы компаний «Softline». Задача центра — создание программ для дополнительного обучения студентов, аспирантов и молодых специалистов.. Обучение будет проходить по авторизованным программам, которое позволит слушателям сдавать экзамены на международный «1Т»-сертификат.
Проект будет способствовать также повышению квалификации преподавательского состава и инновационному развитию Санкт-Петербургского государственного университета. Это позволит студентам получать знания, умения и навыки в области использования новейших технологий «Microsoft», а в будущем — и других «1Т»-трендов. Выпускники Учебного центра будут сдавать тесты на международный «ИТ»-сертификат. Эта программа рассматривается в университете как важная часть приоритетного Национального проекта «Образование».
Взамен государственного распределения?
Видимо, скоро выпускникам бюджетных вузов придется отрабатывать по специальности несколько лет, чтобы оправдать потраченные государством на них деньги. Этот вопрос, вероятнее всего, будет решен путем перехода на контрактную основу, как это делается в военных учебных заведениях. По словам первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванова, бюджетное финансирование вузов неэффективно, потому что многие выпускники высших учебных заведений не работают по специальности.
19 декабря общее собрание Российской академии наук приняло решение о реорганизации отделения информационных и вычислительных систем в отделение нано- и информационных технологий. Реорганизация одного из девяти отделений РАН стала как бы первой поправкой, которую члены академии внесли в принятый в конце ноября устав. Отделение нанотехнологий получило право выдвинуть дополнительно 10 кандидатов на звание академика на голосовании в мае 2008 года. Они состоятся за неделю до выборов президента РАН. Создание этого отделения связывают с предстоящими выборами президента РАН.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ