Бюджетная политика Великобритании при первом правительстве Э.Блэра (1997-2001 годы)
На протяжении последних десятилетий Великобритания (по крайней мере, среди высокоразвитых стран) является одним из самых ярких примеров успешной модернизации национальной экономики и ее адаптации к условиям глобальной конкуренции. Государство, которое в 1960-1970-х гг. часто называли «больным человеком Европы», к настоящему времени обрело динамично растущее хозяйство с большой долей высокотехнологических отраслей и сильнейшими позициями в мировой финансовой системе. Несомненно, огромная часть модернизаторской работы была выполнена за восемнадцатилетний период пребывания у власти Консервативной партии во главе с М. Тэтчер (1979-1990 гг.) и Дж. Мейджором (1990-1997 гг.). Однако и после беспрецедентно долгого в современной истории правления тори многие проблемы так и оставались нерешенными. От Лейбористской партии, победившей консерваторов на всеобщих парламентских выборах 1 мая 1997 г., зависело, удастся ли Соединенному Королевству развить или, по крайней мере, сохранить имеющиеся достижения.
Основные параметры бюджетной политики ЛПВ были представлены в программном выступлении Гордона Брауна перед палатой общин 2 июля 1997 г. То, что депутаты услышали от главы Казначейства, вновь подтвердило репутацию «новых лейбористов» как сторонников свободного рынка и противников инфляции. «В глобальной экономике, - отметил оратор, - долгосрочные инвестиции приходят только в те страны, которые демонстрируют стабильность в монетарной и фискальной политике... В бюджете, который я сейчас представляю, меры по достижению долгосрочной монетарной стабильности сочетаются с мерами, способными обеспечить долгосрочную фискальную стабильность». К этому моменту, при всех локальных успехах предшествующего периода, в экономике продолжал действовать такой сильный фактор дестабилизации, как наличие огромного государственного долга: с начала 1990-х гг. госдолг вырос в два раза и достиг 350 млрд. фунтов (43,5 % ВВП). В этой ситуации Браун объявил о переходе к пятилетнему плану по сокращению долговой нагрузки. Чтобы осуществить «исторический разрыв» с прежней практикой недальновидных прогнозов и неоправданных расходов, Казначейство обязалось впредь придерживаться «золотого правила»: «брать в долг только для инвестиций в экономику, а текущие расходы бюджета покрывать за счет налогообложения». Именно такая финансовая дисциплина могла бы, по мысли Брауна, обеспечить стране фундаментальную стабильность; только в этом случае «Британия будет готова ответить на вызовы новой и быстро меняющейся глобальной экономики». Сохранение, а в ряде случаев расширение социальных обязательств государства сопровождалось, как ни удивительно, сокращением бюджетного дефицита. Подобный результат достигался благодаря налогу на сверхприбыль, более рациональному и эффективному вложению бюджетных средств и продолжающемуся росту национальной экономики. В текущем финансовом году общие расходы должны были составить 312 млрд. фунтов, а доходы - 308 млрд. Дефицит, таким образом, должен был существенно сократиться по сравнению с предшествующим 1996-1997 финансовым годом. При пересчете в процентах от ВВП (на основе «Маастрихтских критериев», принятых в Евросоюзе) дефицит по этому плану снижался с 2,8 % до 1,5 %.Таким образом, уже в первые месяцы своего правления «новые лейбористы» со всей определенностью обозначили важнейшие принципы отношения к бюджетной сфере. Практика публикации «пред-бюджета» и некоторые другие технические новации сделали процесс разработки финансового закона более открытым для деловых кругов и широкой общественности. Эти организационные моменты были для большого бизнеса такой же приятной новостью, как расширение самостоятельности Банка Англии и другие финансовые реформы 1997-1998 гг. Несомненно, такие действие повышали степень доверия предпринимателей по отношению к правительству Блэра. В соответствии с установившемся календарем бюджетной процедуры к весне 1998 г. пришло время подведения первых итогов и, при необходимости, небольшой корректировки курса. Уже за один неполный год своего правления лейбористы добились сбалансированного бюджета (при профиците на уровне 0,1 % ВВП вместо дефицита около 2,8 % ВВП, доставшегося от консерваторов). После длительного роста началось довольно уверенное сокращение государственного долга - с исходных 43,7 % до 41,6 % ВВП .
Стремясь развить эти первые успехи, правительство лейбористов и на следующий финансовый год запланировало дальнейшие меры по бюджетной стабилизации. Но при этом сохранялась возможность и для дальнейшего снижения прямых корпоративных налогов: ставка для крупных фирм опускалась теперь с 31 % до 30 %, а для малого бизнеса - с 21 % до 20 %. В этой связи Браун в официальной парламентской речи вновь напомнил, что 30 процентов - это «самая низкая базовая ставка корпоративного налога среди всех крупных индустриально развитых стран, а также самая низкая ставка корпоративного налога в истории Британии». Невероятно, но
Подведение итогов второго бюджетного сезона, прожитого страной при «новых лейбористах» (1998-1999 финансовый год), выявило дальнейшее увеличение профицита (с 0,1 % до 1,2 % ВВП) и сокращение государственного долга (с 41,6 % до 39,2 % ВВП) - и это при значительном росте валового внутреннего продукта (рис. 1). Иными словами, Королевство продолжало уверенно продвигаться по пути оздоровления национальных финансов, что, в свою очередь, способствовало дальнейшему росту экономики. Важно также иметь в виду, что все эти события происходили на фоне драматических процессов в мировом хозяйстве: валютно-финансовый кризис, зародившийся в Юго-Восточной Азии летом 1997 г., в 1998 г. задел многие страны от России до Бразилии, но почти не повлиял на Великобританию. Она по-прежнему оставалась одним из «островов стабильности» в море глобальных экономических потрясений. Итоги очередного бюджетного цикла, подводившиеся весной 2000 г., показали рост профицита с 1,2 % до 2,3 % ВВП и сокращение государственного долга с 39,2 % до 36,4 % ВВП (рис. 1). Таким образом, за три года пребывания у власти лейбористская команда, несмотря на все проблемы с мировой экономической конъюнктурой, добилась опережающего выполнения планов общей финансовой санации британского государства.
Этот относительно быстрый успех позволил уже с 2000 г. провозгласить некоторую корректировку долгосрочной бюджетной стратегии. На ближайший финансовый год (а при определенных обстоятельствах и на два года) намечалось сохранение профицита на имеющемся высоком уровне - порядка 2-2,5 % ВВП; после этого должно было начаться плавное снижение показателя до уровня порядка 0,5-1 % ВВП.
Важнейшим концентрированным выражением общего экономического курса все это время выступала бюджетная политика, которая оказалась столь же квалифицированной и успешной. На протяжении 1997-2001 гг. главной отличительной чертой лейбористской стратегии в этой сфере была высокая степень политической ответственности, проявлявшаяся в стремлении избавиться от бюджетного дефицита и сократить большой государственный долг, доставшийся от периода правления консерваторов. При этом администрация Блэра неизменно ориентировалась на принципы рыночной конкуренции и свободной частной инициативы, что отражалось в регулярном снижении прямых налогов с физических лиц и корпораций. Наконец, следует отметить повышение планки социальной защиты для действительно нуждающихся в этом слоев (например, для пенсионеров) при более рациональном построении других программ - это касалось, в частности, системы переобучения и трудоустройства безработных. Общие статистические показатели страны, достигнутые при таком бюджетном курсе в период 1997-2001 гг., позволяют (по крайней мере, по базовым количественным характеристикам) считать первое правительство Блэра самым эффективным за всю послевоенную историю Великобритании.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ