Кризисная дипломатия: время задуматся о смене подхода в отношениях России с новыми независимыми государствами
Экономический кризис заставляет многие страны пересмотреть свои внешнеполитические стратегии. Влияние непростой политико-экономической ситуации испытывает на себе и внешняя политика Европейского союза. Сосредоточенность политических деятелей ЕС на решении внутриэкономических проблем приводит к временному отклонению от традиционного курса на распространение либеральных ценностей за пределы своих границ.
Ряд стран Евросоюза стремится занять более активную позицию против дальнейшего расширения. Весной 2009 года Ангела Меркель заявила, что не видит никакого смысла в расширении единой Европы на все большее число стран, если при этом она «не становится более дееспособной». Под пристальным вниманием европейцев находится и выделение средств на налаживание сотрудничества со странами-соседями. Даже относительно небольшая, в масштабах европейской помощи развивающимся странам, сумма в 600 млн. евро, запланированная на финансирование программы «Восточное партнерство» в 2010-2013 годах, вызывает в рядах ЕС неоднозначную реакцию. Весной 2009 года на заседании Совета министров ЕС несколько стран заявили, что их не устраивают программы, на которые пойдут деньги. Франция и вовсе предложила оставить на «Восточное партнерство» лишь треть от запланированной суммы.
Кризисный период может послужить для европейских государств своего рода предупредительным сигналом: научиться управлять последствиями глобализации, проходящей по либеральному сценарию - более эффективно и менее затратно, чем пытаться защититься от них. Все это заставляет предположить, что после периода «ухода в себя», вызванного экономическими проблемами внутри ЕС, вполне предсказуемо восстановление Евросоюза как активного экономического и политического игрока на пространстве «ближнего зарубежья».
Политика России в отношении ННГ: объективные ограничения. Соседи России тяжело переживают последствия кризиса. На Украине национальная валюта, гривна, потеряла более 50% своей стоимости, а экономика оказалась на грани дефолта. Белоруссия также оказалась в тяжелом положении. Значительная часть экономики страны зависит от экспорта продукции машиностроения в Россию, где в период кризиса резко упал спрос. Не легче обстоят дела и в Армении - власти страны планируют обратиться в МВФ с просьбой о выделении кредита. Для целого ряда стран «ближнего зарубежья» обращение за финансовой помощью к России стало, чуть ли не единственной надеждой спасти свою экономику.
Российские власти, в свою очередь, рассчитывали за счет массированного выделения кредитов добиться большей сговорчивости в вопросах, связанных с отстаиванием российских интересов в соседних странах. В итоге получателями финансовой помощи стали Армения ($500 млн.), Беларусь ($2 млн.), Киргизия (займ в $2 млрд. и помощь ценой в $150 млн.), Молдова (получила обещание от России выделить $500 млн.), новообразовавшиеся государства - Абхазия (получила порядка $68 млн. в 2009 году и обещание направить в 2010 году $500 млн. на развитие инфраструктуры и обустройство военной базы) и Южная Осетия (порядка $300 млн. с учетом средств, выделенных на нужды послевоенного восстановления). На российский кредит рассчитывает и Приднестровье. Киев вел переговоры с Москвой по вопросу выделения $5 млрд. долларов для спасения украинской экономики. Однако сделка оказалась замороженной после договоренностей Украины с ЕС о проведении реформ в энергетическом секторе страны без учета интересов Москвы.
Сегодня экономические трудности подталкивают Россию к более бережливому отношению к резервам. Без этого Москва рискует вернуться к ситуации зависимости от внешней финансовой помощи, в которой уже оказывалась в 1990-е годы. В экономике страны отчетливо прослеживаются серьезные проблемы долгосрочного характера. По оценкам Минфина, российский бюджет будет дефицитным еще минимум пять лет. В 2010 году разрыв между доходами и расходами бюджета составит 7,5% ВВП (за 2009 год этот показатель составил 9,5%), в 2011 - 4,3 %, в 2012 - 3 %.
По данным на июль 2009 года, курс рубля опустился по отношению к доллару сильнее всех валют стран «Большой двадцатки» (G20). С ухудшением экономической ситуации изменился и имидж страны на мировой арене. Невысокая эффективность антикризисных действий, резкое падение экономики выявили уязвимость России в тот момент, когда она, наоборот, хотела укрепить свои геополитические позиции на европейском континенте после конфликта с Грузией в августе 2008 года.
Период кризиса содержит в себе ряд новых возможностей для России в сфере внешней политики. Москва может использовать это время для того, чтобы проявить себя как «друг в беде» для западных стран «ближнего зарубежья», в то время как «партнерский» имидж Евросоюза, от которого лидеры ННГ ждали значительной финансовой помощи, ухудшился. Разочарование от действий ЕС подтверждает пример Молдавии, президент которой открыто раскритиковал весной 2009 года программу «Восточное партнерство», назвав средства, выделяемы на поддержку ННГ «конфетами, которые раздаются в подобных случаях». Критически отозвался о программе и экс-глава МИДа Украины Борис Тарасюк: «600 млн. евро [общая сумма ресурсов, выделяемая на реализацию инициатив в рамках «Восточного партнерства» с 2010 по 2013 год - прим. П. Корзун] - это не очень много.
Отказ от политики выделения кредитов не означает автоматически снижение политического влияния. Москве важно продемонстрировать, что она готова оказать поддержку в проведении структурных экономических реформ и модернизации управления - т. е. в том, что обеспечит в перспективе рост уровня жизни населения. Для этого России потребуется сыграть на традиционном для Евросоюза поле - стать проводником и одновременно моделью в проведении реформ. Такая роль потребует от Москвы помощи в проведении административной реформы, борьбе с коррупцией, усилении контроля за расходами, совершенствовании политической системы и выборных процедур. Там, где это необходимо, например, в Молдавии и на Украине, Россия может сыграть важную роль во внутриполитической стабилизации - вместо того, чтобы играть на существующих разногласиях.

Поддержка ННГ со стороны России при этом не должна означать их изоляцию от Евросоюза. В конечном счете, никакие реформы не могут быть эффективными, если они не ведут к интеграции государства в глобальные процессы, не способствуют импорту передовых технологий и притоку иностранных инвестиций. Поэтому России стоит, скорее, не мешать, а, наоборот, способствовать развитию отношений соседних стран с ЕС по этим направлениям. Это станет сигналом руководству ННГ о серьезности намерений Москвы и в то же время поможет России контролировать сближение соседей с Западом. Кроме того, решение общих с Евросоюзом задач по развитию общего соседства поможет и самой России улучшить свои отношения с ЕС.
В заключение следует отметить, что России важно переломить негативную тенденцию, установившуюся в отношениях между соседями. Среди прочих выгод партнерские отношения с государствами «ближнего зарубежья» помогут Москве усилить свои позиции в диалоге с Евросоюзом по вопросам политики в отношении общего соседства. Чтобы скорректировать внешнеполитический курс, Москва должна реально оценить масштабы кризиса и его последствия для страны. Этому препятствует, в первую очередь, уверенность в незыблемости собственных позиций, появившаяся за время высоких цен на нефть с начала 2000 года. Кроме того, значительная часть россиян поддерживает политику кредитования соседей, считая, что она может быть выгодной для страны в долгосрочной перспективе.
Своего рода испытанием для российских властей будет удержаться от желания взять реванш над ННГ, столь активно стремившимся к интеграции с Западом, и в то же время вновь обращающихся к России за помощью в трудный момент. Первые сигналы такого «реваншистского» курса начали поступать во время «молочной войны» между Москвой и Минском и проявились в антиукраинском демарше российского президента в августе 2009 г. Представляется, что проведение таких мер не относится к сильным сторонам российской внешней политики - в долгосрочной перспективе они лишь усугубляют проблему непредсказуемости России как международного диктатора. В конечном итоге, за таким курсом скрываются слабость и отсутствие ориентиров.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ