Миротворчество европолиции: быть или не быть?

Сравнительный анализ новейших технологий миротворчества и определение возможностей их использования показывает, что общий миротворческий процесс, и, в частности, операции по поддержанию мира (ОПМ) ООН, в 90-х гг. ХХ в. не случай­но подвергаются многими отечественными и зарубежными экспертами жесткой кри­тике. Это касается, прежде всего, их многочисленности и вариативности.

 

Миротворчество европолиции: быть или не быть?

 

В связи с этим, в первую очередь, напрашивается вывод о трудновыполнимой задаче, предназначенной для обеспечения мира, при сочетании несовместимых мер и требований: дипломатии и военных мер, быстрого реагирования и сострадания. Бросается в глаза и перегруженность миротворцев многочисленными обстоятельст­вами: от сдерживания враждующих до восстановления условий жизни, от воссозда­ния гражданских и полицейских структур, их обучения и переподготовки до наблю­дения за организацией и проведением выборов. Некоторые проблемы поддержания мира объясняются и недостаточной правовой обеспеченностью.

 

Миротворчество европолиции: быть или не быть?

 

Формально официальные российские правительственные документы послед­них лет, включая Концепцию внешней политики Российской Федерации (декабрь 1992 г.), Концепцию национальной безопасности Российской Федерации (17 декабря 1997 г.), Концепцию национальной безопасности Российской Федерации (10 января 2000 г.), Военную доктрину Российской Федерации (21 апреля 2000 г.), Концепцию внешней политики Российской Федерации (28 июня 2000 г.), Доктрину информаци­онной безопасности Российской Федерации (9 сентября 2000 г.), определяют весь спектр новых угроз и варианты противодействия им на общественном, государствен­ном и межгосударственном уровнях. Фактически они еще не составили modus operandi (образ действий) для деятельности лиц, принимающих решения в государ­стве, в отличие от аналогичных документов ОБСЕ и Евросоюза. Дискурс в российской академической среде относительно проблем и перспектив сотрудничества в деле мироподдержания, с учетом повсеместного проявления терроризма, поражает своей от­даленностью от реалистических концепций отечественных аналитиков, мнение кото­рых попросту игнорируется высшими эшелонами российской власти.

Перспективы междисциплинарного изучения миротворческих процессов в контексте международных отношений определяются той особой актуальностью, ко­торая имеет отношение к стратегическим интересам Российского государства, прояв­ляющимся в самых различных аспектах политической жизни общества и настоятельно требующим адекватной оценки учеными, общественными и политическими деятелями, а, главное, теми людьми, которые принимают решения.

 

Миротворчество европолиции: быть или не быть?

 

Одним из наиболее значительных направлений познания закономерностей миротворчества представляется комплексный анализ новейших миротворческих технологий, основанных на опыте ОПМ ООН и ОБСЕ, в том числе и технологий рабо­ты полицейской составляющей миротворческих миссий.

Выполняя обязанности по поддержанию законности и правопорядка, Евросо­юз создал собственные силы по поддержанию мира, укомплектованные офицерами полиции всех стран Европы, чтобы с их помощью помогать разрешению кризисов и конфликтов в странах, внешних к границам ЕС. Эти силы могут поставить до 5000 человек обученного персонала для различных видов поддержания мира внутри Ев­росоюза и Европы в целом. Из этого общего числа 1400 офицеров могут быть ис­пользованы для быстрого развёртывания миротворческих сил в течение всего лишь 30 дней, как это требует т.н. «Доклад Брахими» (Brahimi Report) - основной доку­мент ООН по развёртыванию миротворческих миссий, разработанный в Департамен­те миротворческих операций ООН (DPKO UN) и принятый Совбезом ООН ещё в 2000-м году. В основании предотвращения любого конфликта лежит правовая нор­ма, которая содержится в Мандате ООН или в Мандате ОБСЕ. Одна из целей уста­новления этими мандатами правовой нормы - не только восстановление правоохра­нительных институтов на территории конкретного государства, но и реформирование всей системы подготовки их сотрудников. Тем более, что новая европейская пара­дигма полиции требует смещения приоритета всё более и более к предотвращению преступлений, нежели к самому раскрытию преступлений.

Офицеры европейских полицейских сил по поддержанию мира уже участвуют в разрешении местных и региональных кризисов, выполняя функции наблюдателей-мониторов и практических сотрудников международной гражданской полиции в лю­бом конфликте, куда бы они ни были направлены для прохождения службы. Однако главная их задача - обеспечение невоенного управления кризисом. Такая политика стала приоритетной для рассматриваемых сил с началом косовского кризиса 1999 го­да. С 1 января 2003 года, после прекращения мандата миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине (БиГ), миротворческие силы европейской полиции начали ис­полнение своего первого задания. В период исполнения названных миссий высоко­квалифицированный полицейский персонал, имевший специальные знания и опыт миротворческих операций, работал со всеми группами местного населения по обуче­нию и воспитанию у них понимания приоритетности прав человека над всеми иными правами. При этом использовались новаторские программы интерактивного обуче­ния и прочие методические разработки и приёмы, разработанные как в рамках по­лицейского Евроколледжа, так и непосредственно на месте дислокации миротворче­ских европейских сил.

 

Миротворчество европолиции: быть или не быть?

 

В связи с изменением политической ситуации в Сербии и объявлением неза­висимости Косово в феврале 2008 года решением Евросоюза сюда направляются ми­ротворческие контингенты от государств ЕС общей численностью до 300 тысяч чело­век. Это будет самая крупная полицейская миссия Евросоюза, развёрнутая с момента создания европейских миротворческих сил.

Вместе с Евросоюзом в преодолении возможных конфликтов в центре Европы и их последствий тесно сотрудничает ОБСЕ. Именно ОБСЕ является единственным, хотя и несовершенным, как показала практика, общеевропейским институтом, соз­данным для предотвращения и разрешения региональных европейских конфликтов. В рамках этого института могут взаимодействовать все европейские государства. ОБ­СЕ может считаться прообразом системы «кооперативной безопасности», предпола­гающей изменение норм поведения государств как в отношениях друг с другом, так и во внутренней политике (в основном, в сфере обеспечения прав человека и нацио­нальных меньшинств). Исключительно важен потенциал ОБСЕ и как организации, осуществляющей нормотворческую деятельность. До сих пор сохраняет свое значе­ние Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г. и определивший десять принципов взаимоотношений между государствами («Хельсинкский декалог»). На Лиссабонской встрече ОБСЕ в верхах в 1996 г. была принята Декларация об общей и всеобъемлющей модели безопасности для Европы на XXI век. В Стамбульской Хар­тии европейской безопасности сформулировано важное положение о том, что ОБСЕ принадлежит «ключевая, объединяющая роль в системе институтов в регионе». В деятельности ОБСЕ уделяется значительное внимание проблемам обеспечения прав человека в государствах, вставших на путь демократических преобразований. И в этой связи одним из главных направлений работы сотрудников Миссий ОБСЕ явля­ется работа по подготовке и переподготовке кадров национальных полицейских сил.

Следует отметить, что на стадиях превентивной дипломатии и особенно по­стконфликтного устройства мира (институциональный аспект), ОБСЕ накоплен про­дуктивный опыт. Вместе с тем об опыте миротворчества европолиции пока говорить рано, так как нет ни реальных итогов развёртывания этих сил, ни каких-либо поло­жительных или отрицательных моментов в их деятельности.

Справедливости ради необходимо сделать объективный вывод, что на сего­дняшний день евро-полицейские миротворцы как отдельная компонента сил по под­держанию мира, пока не используются ООН ни в масштабах Европы, ни тем более для выполнения иных заданий по поддержанию мира в горячих точках планеты на других континентах.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Столица России?
Ответ:*