Феномен европейской интеграции в зеркале российской политической науки
В конце XX - начале XXI в. интеграционные процессы в Европе обрели стремительный темп. Основные тенденции их развития определяют нарастающая интернационализация политического, экономического и социально-культурного развития, способствующая коренным изменениям мировой геополитической ситуации. За прошедшие пятьдесят с лишним лет Европейское сообщество, преобразованное в начале 1990-х гг. в Евросоюз, добилось значительных успехов.
Одним из первых основоположников европейской интеграции можно считать Р. Куденхове-Калерги, автора Манифеста панъевропеизма. В раздробленности Европы ученый видел ее слабость, которая движет Европу навстречу тройной катастрофе: возникновению новой войны, покорению ее Россией и экономической катастрофе. Поэтому в Манифесте провозглашалась идея конфедерации, которая, по мнению автора, объединила бы европейские государства с полюсом власти в Центральной Европе и с учетом усилившейся роли колониальной Великобритании, США и СССР.
В рамках Совета Европы была разработана подписанная в Риме 4 ноября 1950 г. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, ставшая начальным этапом в деле всеобщего обеспечения важнейших прав, провозглашенных в принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. Евроконвенция определяла ряд гражданских и политических прав и свобод, а также учреждала коллективную систему, которая должна была обеспечивать исполнение ее участниками взятых обязательств.
В 1960-х гг. произошло обострение противостояния двух военно-политических блоков - НАТО и Варшавского договора. Де Голль охарактеризовал существующую ситуацию как «опасное равновесие», которое однажды может вылиться в глобальную войну, если только ситуация не изменится в сторону всеобщей разрядки напряженности. В апреле 1951 г. в Париже представителями Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписывается Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕО-УС). Процесс интеграции продолжается, и в 1995 г. в ЕС вступают Австрия, Финляндия и Швеция. В феврале 2001 г. в целях подготовки к новому расширению Союза государствами Евросоюза подписывается Ниццский договор, призванный решить задачу перестройки институционального механизма, обеспечить защиту достижений интеграции и парирование тех весьма реальных рисков, с которыми связано дальнейшее расширение Евросоюза.
Почти две трети населения Европейского Союза (62,8% общей численности населения ЕС-27) сосредоточено в пяти наиболее многолюдных странах - Германии (16,4% на начало 2009 г.), Франции (12,8%), Великобритании (12,3%), Италии (12,0%) и Испании (9,2%). По численности населения к ним примыкает также Польша (7,6%). При этом наблюдается довольно устойчивая тенденция постепенного снижения удельного веса Германии и Польши (который на начало 1999 г. составлял соответственно 17,1 и 8,0% общей численности населения ЕС-27) и, напротив, - повышения доли Испании и Франции (8,3 и 12,5% соответственно). Доля Великобритании в общей численности населения Европейского Союза в последнее десятилетие оставалась практически неизменной.

Таким образом, в ближайшем будущем Евросоюз может столкнуться с такой проблемой, как нехватка кадров вследствие низкой рождаемости. Большинство стран Евросоюза уже сейчас испытывает дефицит рабочих кадров (например, Великобритания, Ирландия и Швеция), решая этот вопрос через расширение миграционных потоков в свои страны из новых государств Евросоюза. Наряду с падением рождаемости в ЕС наблюдается тенденция старения населения. В дальнейшем социальная нагрузка, вызванная старением населения и нехваткой рабочих рук, может оказать негативное воздействие на развитие экономики ЕС.
Сегодня, по мнению исследователя Т. В. Бордачева, экономику Евросоюза отличают следующие тенденции:
- сохранение в среднесрочной перспективе высокого уровня расходов общеевропейского бюджета на поддержку сельскохозяйственного сектора (до 40%). Попытка снизить их, предпринятая в 2005 г., надежно заблокирована Францией (которая получает 60% сельхоздотаций);
- качественное отставание в сфере исследований и высоких технологий. ЕС тратит на это меньше 2% ВВП (США и Япония - порядка 3%). Затраты на развитие информационных и коммуникационных технологий составляют в Евросоюзе 6,93% ВВП (8,22% - в США и 8,98% - в Японии). Современное политическое положение Европейского союза в мире, по мнению российского исследователя Т.В. Бордачева, характеризуется следующими факторами: широким участием в деятельности самых авторитетных международных форумов; относительно успешным продвижением своего видения политико-правовых и экономических отношений с соседями; укреплением своих позиций в ряде районов Африки; попыткой выступать в качестве «мягкого» конкурента США по ряду острых международно-политических ситуаций, таких как ближневосточное урегулирование и в определенной степени иракская проблема; выстраиванием конструктивных партнерских отношений с Китаем.
Однако в то же время, по мнению исследователя, в рамках проблемы политической интеграции Евросоюза можно выделить четыре проблемы стратегического характера:
- существенное ослабление качества и эффективности управления на уровне Евросоюза. В результате беспрецедентного по масштабам расширения в 1995-2007 гг. общие институты (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент) перешли пределы собственной эффективности в качестве инструментов согласования интересов стран-членов, лобби и других групп интересов;
- отсутствие даже приблизительного общего видения стратегических целей развития «европейского проекта»;
- снижение уровня доверия в отношениях между странами-членами, с одной стороны, и странами и наднациональными органами Евросоюза - с другой. Одним из проявлений этой тенденции является «дефицит демократии» - отстраненность граждан Европейского союза от процесса принятия все большего спектра политических и экономических решений. К сожалению, не оказался приемлемым для некоторых политических элит и населения стран Евросоюза «Договор, учреждающий Конституцию для Европы» как поистине прорывной шаг в развитии интеграционного политического проекта. Как показал опрос населения, проведенный по заказу Европейской комиссии в 2006 г. в 25 странах, 47% респондентов желают новых переговоров о тексте будущего основного закона, тогда как 13% полагают, что он должен быть отложен в долгий ящик, а 23% выступают за продолжение его ратификации государствами ЕС.
Действительно, основная проблема успешной политической интеграции Европейского союза состоит в том, что она формируется целым блоком государств, отличающихся своими оценками к политическим процессам и различным государствам мира. Об этом явно свидетельствуют следующие факты: отсутствие единства позиций большинства стран-членов Евросоюза по отношению к самым насущным вопросам мировой политики (например, вторжение США в Ирак в 2003 г.); неоднозначная, а иногда и противоречивая оценка правительствами европейских государств деятельности грузинских войск в Южной Осетии в августе 2008 г. и предотвращения Россией этих действий, а также отношение к конфликту Россия - Украина в нефтяном вопросе 2008-2009 гг.
Исследование показывает, что, к сожалению, сегодня остро стоит проблема интеграции стран-участниц Евросоюза в сфере культурных отношений. В целом во внутренней культурной политике Евросоюза демократический вектор развития направлен на полноценное признание прав стран-участниц Союза в реализации их собственной этнокультурной идентичности. В свою очередь, субъекты Союза в большинстве своем согласны с признанием права союзного центра на реализацию его суверенности в необходимом объеме сфер и сил влияния. Проблема культурной интеграции в Евросоюзе имеет место.
В заключение необходимо отметить, что за 50 лет Европейским сообществом реализованы грандиозные планы, которые позволяют заявить, что нынешний Европейский Союз больше не является абстрактным понятием. Это отмена таможенных барьеров, создание общего, а позднее - и единого рынка, валютно-экономический союз, сами механизмы экономического сотрудничества на уровне государств и предприятий и пр. Именно в экономической сфере доля полномочий, передаваемых странами-участницами Европейскому Союзу, наиболее высока. По сравнению с успехами Экономического и валютного союза явно отстают в своем развитии формы политической и культурной интеграции.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ