Реформирование регионального управления в условиях становления сетевого общества

Эту модель можно описать в терминах открытости (как с точки зрения технологической доступности для большинства граждан, так и в смысле обеспечения механизмов широкого гражданского участия в политической жизни и процессах принятия управленческих решений на всех уровнях административного управления), прочно укорененной инновационной культуры, базирующейся на ценностях свободы творческой самореализации личности и стремлении к созиданию, а также гибкой модели государства благоденствия, исключительно органично вписавшейся в новые условия информационной экономики. По сути, государство благоденствия в большинстве стран северной Европы (прежде всего в Финляндии и Швеции) сформировало своеобразную сеть с агентами информациональной экономики, позволившую снимать многие социальные противоречия, возникающие сегодня внутри welfare state за счет бурного технологического развития, обеспечивающего удешевление для государства производства большинства общественных благ.
Безусловно, указанные выше особенности вели к трансформации и самой системы государственного управления, которая вынуждена была применять новые методы и приобретать новые формы, адекватные сложившейся ситуации. В данной статье мы рассмотрим этот процесс на примере регионального уровня управления государств, относящихся к североевропейской модели сетевого общества: Финляндии, Швеции, Норвегии и Дании. Компания "Лимо -Альянс" – широко известная компания, предоставляющая услуги по заказу лимузинов с водителем.
В результате реформы административно-территориального деления Финляндии, проведенной в 2009-2010 гг., основной региональной единицей страны стали 20 регионов или областей (фин. Maakunta), подразделяемые в свою очередь на 72 района (фин. Seutukunta) (т.е. на 1 регион приходится от 2 до 7 районов).
Управление новыми регионами осуществляют две взаимосвязанные структуры: представительства государственной администрации (прежде всего отдельных министерств) и муниципальные администрации на уровне региона. Функционально региональная государственная администрация фокусирует внимание на экспертно-аналитической и информационной работе по каждому из курируемых отдельными министерствами направлений государственной политики.
Муниципальная администрация на уровне региона представлена 20 региональными советами, которые являются формально установленными межмуниципальными органами управления. Их компетенция ограничена по большей части вопросами регионального планирования и развития, т.е. теми проблемами, которыми отдельные муниципальные образования заниматься самостоятельно не могут.
Сетевые управленческие структуры представлены на региональном уровне Финляндии комитетами регионального управления, находящимися в ведении бюро региональных советов и представляющими собой формально установленные сетевые структуры, ответственные за вопросы регионального развития, а именно координацию исполнения и финансирования региональных стратегических программ. Комитеты регионального управления формируют представители трех групп акторов: муниципалитеты, государственная власть и представители бизнеса и неправительственных организаций. Они вырабатывают и согласовывают предложения в годовой план реализации соответствующих программ. Кроме того, эти сетевые структуры ответственны за эффективную реализацию на региональном уровне общеевропейских программ. Эти структуры можно охарактеризовать, с одной стороны, достаточно высокой степенью формализации отношений, а с другой, - весьма широкими полномочиями по принятию управленческих решений.
Таким образом, сетевые формы управленческих организаций на региональном уровне Финляндии активно участвуют в процессе принятия решений, имеют реальные полномочия и хорошо мотивированы для кооперации.
В Швеции региональный уровень управления формирует 21 область или лен. Каждый лен имеет административный орган управления, назначаемый правительством и являющийся представителем его интересов на региональном уровне, а также орган регионального самоуправления - ландстиг, избираемый населением лена. В двух ленах действуют независимые региональные парламенты.
Ключевой актор в определении повестки дня региональной политики Швеции - министерство промышленности, занятости и коммуникаций. Кроме него активную роль в этом процессе играют Шведское агентство развития бизнеса, Национальное агентство развития сельских территорий и Шведский институт политики развития.
Содержание реформирования региональной политики современной Швеции определяет Стратегия региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на период 2007-2013 гг. В ней сформулированы ключевые задачи развития регионов, такие как повышение темпов экономического роста, улучшение качества социальных услуг, обеспечение устойчивости местных рынков труда, повышение квалификации рабочей силы, активная инновационная политика на местном и региональном уровнях. Все эти задачи должны быть решены параллельно с решением специфической проблемы Швеции - крайне малой населенности обширных северных территорий страны. В самых северных ленах Норрланде и Свеаланде отмечена самая низкая плотность населения в Европе - примерно 4-5 человек на 1 км2, при том, что в южных регионах, особенно внутри треугольника, образуемого тремя крупнейшими городами страны: Стокгольмом, Гетеборгом и Мальме, наблюдается высокая перенаселенность. В результате такой диспропорции существенно обостряются многие социальные и экономические проблемы регионов. Поэтому не случайно одним из центральных тезисов региональной реформы в Швеции стал принцип «баланса регионального развития», который официально трактуется как устранение существенных различий в темпах и содержании развития экономик различных регионов, но не за счет снижения темпов экономического роста страны в целом. В контексте достижения данной цели региональные реформы в Швеции были ориентированы на решение двух конкретных задач: развитие конкурентоспособности регионов и укрупнение существующих ленов. В 2007 г. парламентский комитет по вопросам компетенции общественного сектора Швеции представил отчет, согласно которому предлагалось заменить существующую систему ленного административно-территориального деления значительно более крупными регионами (всего предполагалось создать от 6 до 9 таких регионов с численностью населения от 1 до 2 миллионов), ответственными за все вопросы регионального планирования и развития: здравоохранение, высшее образование, общественный транспорт, развитие промышленности, инфраструктуры, охрану окружающей среды. Однако эти идеи так и не были реализованы на практике, и дебаты относительно будущего регионального устройства страны идут по сей день.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ