Социальное обеспечение в Бельгии: вопросы сравнительного права
Социальная защита в европейских государствах достаточно привлекательна для проведения научных исследований, формирования правовых теоретических и практических знаний, в том числе с целью накопления необходимой базы для учебных курсов. Способствуют этому и развитая система социально-правовых отношений и, как следствие, уровень жизни, законодательство, облекающее в правовую форму особые институты, возникшие и сформировавшиеся в ходе исторического развития. 365 дней в году санаторий Октябрьский ждет вас на отдых и лечение из любых уголков нашей необъятной страны, предлагая отличное качество сервиса и огромное количество услуг по приятным ценам. Прочитать о
Термин «protection» (фр.) используется в законодательстве Бельгии в значении «покровительство», «защита», «охрана». Теории права социальной защиты широко известен термин «protection sociale» — социальная защищенность . Наряду с этим термином применяется понятие «социальное обеспечение» («securite sociale», фр.), обозначающее обязательную государственную (национальную и профессиональную) систему социального обеспечения граждан. В отличие от представленных понятий, термин «социальное страхование» («assurances sociales», фр.) включает в себя лишь систему распределения социальных рисков путем создания из взносов особых страховых фондов. Таким образом, положения отражают классический подход в отношениях по социальному обеспечению и представлены, в том числе, и в Российской Федерации.

За рубежом понятие «социальная защита» получило официальное закрепление в 40-х гг. прошлого столетия, далее распространилось в нормативных актах объединяющейся Европы. Как отмечал Антропов В. В. , не всегда усматривается различие в объеме терминов «protection sociale» и «securite sociale». Однако категория социального страхования, включаясь в систему социальной защиты, является более узкой по смыслу. Система социальной защиты Бельгии имеет два направления: так называемый классический сектор социального обеспечения — «securite sociale» и сектор социальной помощи — «l’aide sociale».
Социальная защита Бельгии в классическом понимании включает в себя следующие ветви: 1) пенсионное обеспечение по старости и оказание помощи пережившему супругу; 2) помощь, предоставляемая в случае безработицы; 3) страхование против несчастных случаев на производстве; 4) социальное страхование от профессиональных заболеваний; 5) семейные выплаты; 6) страхование от нетрудоспособности и инвалидности; 7) выплаты, связанные с ежегодным отпуском.
Кратко отметим, что, в отличие от российского законодательства, регулирующего систему отношений в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках единого правового института, бельгийская система права предусматривает разграничение, включая особые правовые требования к тому или другому случаю.
Для работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой, существуют, к тому же, социальное страхование на случай банкротства и режим выплаты пособий по социальному страхованию на случай родов или усыновления ребенка.
Второе направление — режим социальной помощи, устанавливает виды помощи по остаточному принципу, который включает в себя: 1) выплаты гражданам, не имеющим средств к существованию; выплаты для обеспечения прожиточного минимума (так называемые восполняющие доходы «le revenu d’integration»); 2) гарантированные выплаты престарелым гражданам; 3) гарантированные семейные пособия; 4) пособия гражданам-инвалидам.
Единая система классического социального обеспечения распределена на режимы, предназначенные для реализации своих прав в рамках тех или отношений: 1) наемных работников, получающих заработную плату от работодателя; 2) независимых работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой; 3) должностных лиц, государственных служащих, чиновников . Формируясь под влиянием реформ немецкого канцлера Бисмарка, с одной стороны, и лорда У. Г. Бевериджа (английского политического деятеля и экономиста, одного из авторов реформы социального обеспечения), с другой, системы социальной защиты Бельгии и соседних с Бельгией стран восприняли положения двух вариантов.
Так, в соответствии с вариантами, предложенными Бисмарком, был создан механизм финансирования системы социального обеспечения за счет отчислений, производимых работниками и работодателями, при участии государства в системе выплаты пенсий. Получение социальных выплат было связано, прежде всего, с заработной платой, и эта связь определяла гарантию поддержания жизни на надлежащем уровне, если наступают обозначенные риски. Также к заслугам Бисмарка в определении места в системе социальной защиты Бельгии можно отнести основные принципы солидарности трудящихся граждан. Роль нововведений лорда Бевериджа заключается в расширении сферы участия в системе социального обеспечения граждан, не ограничиваясь только гражданами, получающими зарплату. За счет налогов появилась возможность предоставить обеспечение всем гражданам, независимо от занятости в случае болезни, безработицы, старости и других рисков.
Так, например, пенсионное обеспечение определяется в зависимости от произведенных выплат (по Бисмарку), в то же время все граждане имеют право на получение выплат с целью покрытия расходов на госпитализацию (основываясь на предложениях Бевериджа). Также в формировании социальной защиты Бельгии к заслугам Бевериджа, безусловно, можно отнести социальную помощь. Именно сочетание признаков двух систем позволяет говорить о силе и эффективности системы социального обеспечения Бельгии.
Организация системы социального обеспечения Бельгии зависит от наличия особых режимов, к которым относятся:
1) режим для работников, получающих заработную плату;
2) режим для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
3) режим для должностных лиц, служащих государственных органов.
Для режима социального обеспечения работников, получающих заработную плату, — самой многочисленной группы из всех режимов по составу участников, государство в лице Национального ведомства социального обеспечения (l’ONSS — l’Office national securite sociale) организует процесс сбора платежей с работников и работодателей. Для взимания платежей создаются специальные институты: Национальное ведомство семейных пособий для наемных работников (ONFTS — l ’ Office national des allocations familiales des travailleurs salaries), Национальное ведомство занятости (ONEM l’Office national de l’emploi), Национальное пенсионное ведомство (ONP l’Office national de pensions), Национальное ведомство страхования от болезни и инвалидности (INAMI l’Institute national d’assurance maladie — invalidite), Фонд несчастных случаев на производстве (FAT le Fond des accidents du travail), Фонд профессиональных заболеваний (FMP le Fond des maladies professionnelles) .

Независимые работники являются участниками государственной системы и вносят платежи в Национальную кассу социального страхования для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, или в Национальные кассы дополнительного социального страхования, организованные для этой же категории работников. Они управляются Национальным институтом социального страхования работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой (INASTI l ’ Institute National d’ Assurance Social pour Travailleurs Indpendants).
Кассы несут обязанность перед участниками в части определенных выплат, в частности, обязанность предоставить семейные выплаты, помощь в связи с материнством, страховые выплаты в случае банкротства и безусловное пенсионное обеспечение. Национальный институт социального страхования независимых работников (l’INASTI) обязан формировать, в конечном итоге, поступления и координировать выплату пособий (кроме выплат на случай болезни и инвалидности).
Режим для функционеров (государственных служащих и должностных лиц) представлен двумя направлениями: для персонала местных органов и провинций и для остальных. Для обеспечения первой категории создано Национальное ведомство социальной защиты для администраций местного уровня и провинций (l’Office national securite sociale pour les administrations provinciales et locales).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ