Социальное обеспечение в Бельгии: вопросы сравнительного права
Социальная защита в европейских государствах достаточно привлекательна для проведения научных исследований, формирования правовых теоретических и практических знаний, в том числе с целью накопления необходимой базы для учебных курсов. Способствуют этому и развитая система социально-правовых отношений и, как следствие, уровень жизни, законодательство, облекающее в правовую форму особые институты, возникшие и сформировавшиеся в ходе исторического развития. 365 дней в году санаторий Октябрьский ждет вас на отдых и лечение из любых уголков нашей необъятной страны, предлагая отличное качество сервиса и огромное количество услуг по приятным ценам. Прочитать о
Термин «protection» (фр.) используется в законодательстве Бельгии в значении «покровительство», «защита», «охрана». Теории права социальной защиты широко известен термин «protection sociale» — социальная защищенность . Наряду с этим термином применяется понятие «социальное обеспечение» («securite sociale», фр.), обозначающее обязательную государственную (национальную и профессиональную) систему социального обеспечения граждан. В отличие от представленных понятий, термин «социальное страхование» («assurances sociales», фр.) включает в себя лишь систему распределения социальных рисков путем создания из взносов особых страховых фондов. Таким образом, положения отражают классический подход в отношениях по социальному обеспечению и представлены, в том числе, и в Российской Федерации.

За рубежом понятие «социальная защита» получило официальное закрепление в 40-х гг. прошлого столетия, далее распространилось в нормативных актах объединяющейся Европы. Как отмечал Антропов В. В. , не всегда усматривается различие в объеме терминов «protection sociale» и «securite sociale». Однако категория социального страхования, включаясь в систему социальной защиты, является более узкой по смыслу. Система социальной защиты Бельгии имеет два направления: так называемый классический сектор социального обеспечения — «securite sociale» и сектор социальной помощи — «l’aide sociale».
Социальная защита Бельгии в классическом понимании включает в себя следующие ветви: 1) пенсионное обеспечение по старости и оказание помощи пережившему супругу; 2) помощь, предоставляемая в случае безработицы; 3) страхование против несчастных случаев на производстве; 4) социальное страхование от профессиональных заболеваний; 5) семейные выплаты; 6) страхование от нетрудоспособности и инвалидности; 7) выплаты, связанные с ежегодным отпуском.
Кратко отметим, что, в отличие от российского законодательства, регулирующего систему отношений в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках единого правового института, бельгийская система права предусматривает разграничение, включая особые правовые требования к тому или другому случаю.
Для работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой, существуют, к тому же, социальное страхование на случай банкротства и режим выплаты пособий по социальному страхованию на случай родов или усыновления ребенка.
Второе направление — режим социальной помощи, устанавливает виды помощи по остаточному принципу, который включает в себя: 1) выплаты гражданам, не имеющим средств к существованию; выплаты для обеспечения прожиточного минимума (так называемые восполняющие доходы «le revenu d’integration»); 2) гарантированные выплаты престарелым гражданам; 3) гарантированные семейные пособия; 4) пособия гражданам-инвалидам.
Так, в соответствии с вариантами, предложенными Бисмарком, был создан механизм финансирования системы социального обеспечения за счет отчислений, производимых работниками и работодателями, при участии государства в системе выплаты пенсий. Получение социальных выплат было связано, прежде всего, с заработной платой, и эта связь определяла гарантию поддержания жизни на надлежащем уровне, если наступают обозначенные риски. Также к заслугам Бисмарка в определении места в системе социальной защиты Бельгии можно отнести основные принципы солидарности трудящихся граждан. Роль нововведений лорда Бевериджа заключается в расширении сферы участия в системе социального обеспечения граждан, не ограничиваясь только гражданами, получающими зарплату. За счет налогов появилась возможность предоставить обеспечение всем гражданам, независимо от занятости в случае болезни, безработицы, старости и других рисков.
Так, например, пенсионное обеспечение определяется в зависимости от произведенных выплат (по Бисмарку), в то же время все граждане имеют право на получение выплат с целью покрытия расходов на госпитализацию (основываясь на предложениях Бевериджа). Также в формировании социальной защиты Бельгии к заслугам Бевериджа, безусловно, можно отнести социальную помощь. Именно сочетание признаков двух систем позволяет говорить о силе и эффективности системы социального обеспечения Бельгии.
Организация системы социального обеспечения Бельгии зависит от наличия особых режимов, к которым относятся:
1) режим для работников, получающих заработную плату;
2) режим для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
3) режим для должностных лиц, служащих государственных органов.
Для режима социального обеспечения работников, получающих заработную плату, — самой многочисленной группы из всех режимов по составу участников, государство в лице Национального ведомства социального обеспечения (l’ONSS — l’Office national securite sociale) организует процесс сбора платежей с работников и работодателей. Для взимания платежей создаются специальные институты: Национальное ведомство семейных пособий для наемных работников (ONFTS — l ’ Office national des allocations familiales des travailleurs salaries), Национальное ведомство занятости (ONEM l’Office national de l’emploi), Национальное пенсионное ведомство (ONP l’Office national de pensions), Национальное ведомство страхования от болезни и инвалидности (INAMI l’Institute national d’assurance maladie — invalidite), Фонд несчастных случаев на производстве (FAT le Fond des accidents du travail), Фонд профессиональных заболеваний (FMP le Fond des maladies professionnelles) .

То, что касается независимых (ненаемных) работников, они застрахованы во всех пяти направлениях (ветвях) социального обеспечения, включая случай необходимости получения медицинской помощи, случай нетрудоспособности или инвалидности, страхования на случай материнства, получения семейных пособий, необходимости пенсионного обеспечения, несостоятельности (банкротства).
Независимые работники являются участниками государственной системы и вносят платежи в Национальную кассу социального страхования для граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, или в Национальные кассы дополнительного социального страхования, организованные для этой же категории работников. Они управляются Национальным институтом социального страхования работников, самостоятельно обеспечивающих себя работой (INASTI l ’ Institute National d’ Assurance Social pour Travailleurs Indpendants).
Кассы несут обязанность перед участниками в части определенных выплат, в частности, обязанность предоставить семейные выплаты, помощь в связи с материнством, страховые выплаты в случае банкротства и безусловное пенсионное обеспечение. Национальный институт социального страхования независимых работников (l’INASTI) обязан формировать, в конечном итоге, поступления и координировать выплату пособий (кроме выплат на случай болезни и инвалидности).
Режим для функционеров (государственных служащих и должностных лиц) представлен двумя направлениями: для персонала местных органов и провинций и для остальных. Для обеспечения первой категории создано Национальное ведомство социальной защиты для администраций местного уровня и провинций (l’Office national securite sociale pour les administrations provinciales et locales).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ