Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9

 

Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9

Четвертым, наиболее посещаемым русски­ми художниками городом, был Неаполь. Он привлекал паломников, прежде всего, южным климатом и красотой морского ландшафта. Кроме того, город вырос у подножия громадно­го, никогда не затухающего вулкана Везувий. Павел Муратов писал об этом замечатель­ном южном городе: «В современном Неаполе нет никаких материальных следов Партенопеи и Неаполиса. Река жизни текла здесь так стремительно, что на ее природных берегах не осталось исторических отложений. Глубокое внутреннее согласие между церковным не­фом или залой картинной галереи и улицей составляет существо итальянского города, ита­льянской жизни. Для путешественника , уме­ющего смешиваться с народной толпой, сама жизнь в Неаполе представляет нескончаемый интерес». Не меньше завораживает город Манчестер, своей историей начиная с 18 века, когда кипела торговля и ремесленный бизнес!

Главным художником, вполне почувство­вавшим сам дух Неаполя, был Сильвестр Щедрин. Он жил в городе с 1825 г. до самой смерти и испытал там блестящий творческий расцвет. Художник восхищался Неаполем: «Море, горы , живописно расположенные стро­ения, беспрестанное движение народа. все сие мне показалось лучшим местом для пей­зажиста». В Неаполе Щедрина при­влекали набережные. Архитектура морских обрамлений словно продолжает линию берега, а шумный говор неаполитанцев, кажется, созвучен плеску волн. Жизнь природы и человека воспринимается и передается художником как единое целое. Одним из наиболее известных видов этого города представляется «Набереж­ная Меррджелина в Неаполе», где освещенные солнцем дома уступами спускаются к голубой бухте. Другая знаменитая неаполитанская на­бережная — Санта Лючия — изображена в картине «Вид Неаполя» (1829),где в отдале­нии виден стоящий на рейде русский фрегат. Архитектурные постройки Неаполя совершен­но не впечатляют, а выразительный образ горо­да складывается из живописного вида на море и спускающихся к нему мягких склонов гор. Все это запечатлено на пейзажах С. Щедри­на. Художник уловил и то, что красоту истори­ческого города дополняют его окрестности — Сорренто, Амальфи, Вико, остров Капри. Тихие уютные гавани, живописные обрывистые бере­га, скалистые гроты у моря воспринимаются затейливыми архитектурными строениями, ко­торые возвели совместно человек и природа: «Вид Амальфи», «Вид Сорренто».

 

Таким образом, отечественных художников конца XVIII — начала XX в. привлекали в основном четыре культурных итальянских центра: Рим, Венеция, Флоренция и Неаполь. Живописцы и графики пытались достоверно запечатлеть признанные архитектурные достоп­римечательности, с которыми в художествен­ном сознании связывался образ города. В Риме это были античные руины и барочные соборы, в Венеции — центральная площадь города с собором Св. Марка и набережные каналов, во Флоренции — общий вид города с высоты ок­ружающих его холмов, в Неаполе — чудесный пейзаж с морем и Везувием, который виден со всех точек неаполитанских набережных. Однако живописная репрезентация позволяла не просто любоваться замечательными видами, но была сво­еобразной формой осмысления ценности истори­ческого города для современной культуры. То, что конкретными примерами для отечественных художников служили именно города Италии, неудивительно. Ценность древнерусских истори­ческих поселений осознавалась в XIX в. толь­ко в рамках отечественной культуры, тогда как итальянские города были общепризнанными ве­хами мирового развития. При этом, как заметил И. М. Гревс, Италия всегда стояла особняком среди других европейских стран, представляя культурными достижениями «лучшую школу гуманности», способную щедро поделиться на­копленным культурным опытом с каждым, пы­тающимся осознать, что «все человеческое было ему не чуждо».

 

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*