Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Живописная репрезентация городов Италии в отечественном искусстве XVIII — начала XX века. Часть 9
Четвертым, наиболее посещаемым русскими художниками городом, был Неаполь. Он привлекал паломников, прежде всего, южным климатом и красотой морского ландшафта. Кроме того, город вырос у подножия громадного, никогда не затухающего вулкана Везувий. Павел Муратов писал об этом замечательном южном городе: «В современном Неаполе нет никаких материальных следов Партенопеи и Неаполиса. Река жизни текла здесь так стремительно, что на ее природных берегах не осталось исторических отложений. Глубокое внутреннее согласие между церковным нефом или залой картинной галереи и улицей составляет существо итальянского города, итальянской жизни. Для путешественника , умеющего смешиваться с народной толпой, сама жизнь в Неаполе представляет нескончаемый интерес». Не меньше завораживает
Главным художником, вполне почувствовавшим сам дух Неаполя, был Сильвестр Щедрин. Он жил в городе с 1825 г. до самой смерти и испытал там блестящий творческий расцвет. Художник восхищался Неаполем: «Море, горы , живописно расположенные строения, беспрестанное движение народа. все сие мне показалось лучшим местом для пейзажиста». В Неаполе Щедрина привлекали набережные. Архитектура морских обрамлений словно продолжает линию берега, а шумный говор неаполитанцев, кажется, созвучен плеску волн. Жизнь природы и человека воспринимается и передается художником как единое целое. Одним из наиболее известных видов этого города представляется «Набережная Меррджелина в Неаполе», где освещенные солнцем дома уступами спускаются к голубой бухте. Другая знаменитая неаполитанская набережная — Санта Лючия — изображена в картине «Вид Неаполя» (1829),где в отдалении виден стоящий на рейде русский фрегат. Архитектурные постройки Неаполя совершенно не впечатляют, а выразительный образ города складывается из живописного вида на море и спускающихся к нему мягких склонов гор. Все это запечатлено на пейзажах С. Щедрина. Художник уловил и то, что красоту исторического города дополняют его окрестности — Сорренто, Амальфи, Вико, остров Капри. Тихие уютные гавани, живописные обрывистые берега, скалистые гроты у моря воспринимаются затейливыми архитектурными строениями, которые возвели совместно человек и природа: «Вид Амальфи», «Вид Сорренто».
Таким образом, отечественных художников конца XVIII — начала XX в. привлекали в основном четыре культурных итальянских центра: Рим, Венеция, Флоренция и Неаполь. Живописцы и графики пытались достоверно запечатлеть признанные архитектурные достопримечательности, с которыми в художественном сознании связывался образ города. В Риме это были античные руины и барочные соборы, в Венеции — центральная площадь города с собором Св. Марка и набережные каналов, во Флоренции — общий вид города с высоты окружающих его холмов, в Неаполе — чудесный пейзаж с морем и Везувием, который виден со всех точек неаполитанских набережных. Однако живописная репрезентация позволяла не просто любоваться замечательными видами, но была своеобразной формой осмысления ценности исторического города для современной культуры. То, что конкретными примерами для отечественных художников служили именно города Италии, неудивительно. Ценность древнерусских исторических поселений осознавалась в XIX в. только в рамках отечественной культуры, тогда как итальянские города были общепризнанными вехами мирового развития. При этом, как заметил И. М. Гревс, Италия всегда стояла особняком среди других европейских стран, представляя культурными достижениями «лучшую школу гуманности», способную щедро поделиться накопленным культурным опытом с каждым, пытающимся осознать, что «все человеческое было ему не чуждо».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ