Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 2
Берлин в изображении Э.Т.А. Гофмана-Новеллиста. Часть 2
Показательной для Берлина, изображенного Гофманом, является и улица Нойе-Грюнштадт. На ней находится особняк советника Аслинга, дом тетушки Александра расположен недалеко, ибо Александр видит в окно, как «в большом доме наискосок ...отворяется окно и из него выглядывает дивно хорошенькая девушка.». Упоминается Брайтештрассе, Унтер-ден-Линден, Жандармская площадь, с которой Марцелл вновь отправился на войну.
Панорама Берлина в изображении Гофмана от Жандармской площади к историческому центру города расширяется в новелле «Выбор невесты». Здесь показана старейшая часть Берлина, куда Гофман поселил на Шпандау- эрштрассе злосчастного правителя канцелярии Тусмана. Руководствующийся в жизни наставлениями авторов XVIII в. герой ведет размеренную жизнь среди старейших зданий: он привык «снимать сюртук и сапоги за то время, пока часы на колокольнях церквей пресвятой Девы Марии и святого Николая били одиннадцать..». Гофман точен в своем повествовании: на пересечении Кенигштрассе и Шпандауэрштрассе он помещает старую ратушу, с которой связаны видения Тусмана, отправляет героя после в питейное заведение на Александрплац. В новелле фигурируют подробности, которые смело можно нанести на карту Берлина, создаваемую Гофманом (подобную карту автор набросал, в частности, в письме к Кунцу от 18 июля 1815 г.). Профессиональные\любительские

Традиционно в новеллах Гофмана изображается городской сад Тиргартен. В романтической литературе сад - место для раздумий и мечтаний, «антагонист прозаического огорода». Романтический герой, рассказчик в новелле «Кавалер Глюк» ведет беседы с вымышленными собеседниками в открытом кафе, «где можно дышать свежим воздухом»; Северин в новелле «Эпизод из жизни трех друзей», «сидя на скамейке из мха в глухой отдаленной части Тиргартена», чувствует аромат роз, который ассоциируется у него с прекрасной незнакомкой. В новелле «Выбор невесты» герои встречаются, в отличие от новеллы «Эпизод из жизни трех друзей», в другом тиргартенском павильоне - в «Придворном охотнике». Художник Эдмунд, стремящийся из душного павильона «на волю, в лес», знакомится с Альбертиной Фосвинкель, тем самым, оказывается в филистерском окружении. Только в Риме, на родине художников, эта любовь ослабевает.
Улицы Берлина, воссоздаваемые Гофманом, в новелле обрастают живой плотью зданий, лавок, трактиров, которые можно назвать знаковыми для всякого берлинца. Современники писателя не раз лицезрели «выставленные в магазине Штобвассера лакированные подносы, каминные экраны ... предварительно позавтракав у Сала Тароне четырьмя сардинками и рюмочкой данцигской водки», товар торговца картинами, «что около здания банка на Егерштрассе».
Подробное, почти картографическое воспроизведение улиц, не характерное для романтиков, у Гофмана служит средством создания особой атмосферы изображаемого им Берлина. Этой цели подчинено и введение фантастического начала в названные новеллы. Кроме реального, в них предстает и фантастический образ Берлина, причем существующий в тех же декорациях. Так, герои новелл, представители разных эпох, могут существовать в пространстве изображаемого Гофманом реального Берлина («Кавалер Глюк», «Выбор невесты»). Рассказчик в новелле «Кавалер Глюк» встречает в Тиргартене композитора Глюка, рассуждающего об ужасном, по сравнению с XVIII в., состоянии современной музыки.
В этой новелле Гофман создает не только образ города Берлина, но и образ берлинца. Типичному берлинцу противопоставляются рассказчик и кавалер Глюк, для которого это различие принципиально. «Вы не берлинец», - несколько раз говорит он рассказчику. Берлинцы, по мнению Глюка, повсюду - на Унтер-ден-Линден, в Тиргартене, в Опере. Гофман с присущей ему как государственному чиновнику основательностью и нескрываемой иронией писателя-романтика тщательно определяет социальное положение горожан, направляющихся в Тиргартен: «тянутся вперемежку щеголи, бюргеры всем семейством, с женами и детками, духовные особы, еврейки, референдарии, гулящие девицы, ученые, модистки, танцоры, военные и так далее». Здесь показаны практически все обитатели центральной улицы Берлина Унтер-ден-Линден. В XVIII и в первой половине XIX в. Унтер-ден-Линден была жилой улицей, на бульвар выходили со всеми чадами и домочадцами, а также питомцами. «Южная сторона называлась Дворцовой, а северная - Академической, на первой жили аристократы и нувориши, а на второй - студенты и профессора». На центральной улице располагались основные здания-символы прусского государства - Арсенал, Дворец Вильгельма I и Королевская Опера, что объясняет обилие военных и чиновников. Как известно, на улице располагались также фешенебельные публичные дома. Все эта пестрая фланирующая толпа представляет собой особую породу людей, объединенных общим названием - «берлинцы». Публика в Тиргартене вместо того, чтобы говорить об искусстве, обсуждает, «какие были на мадам Бетман башмачки, серые или зеленые.», беседуют «о замкнутом торговом государстве», «о том, как туго с деньгами». Музыка во время этих бесед имеет функцию десерта, причем музыка очень низкого качества.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ