Ключевые аспекты повышения эффективности деятельности авиакомпаний в современных экономических условиях. Часть 3
Ключевые аспекты повышения эффективности деятельности авиакомпаний в современных экономических условиях. Часть 3
Резкое увеличение темпов роста на протяжении исследуемого периода наблюдается у Китая, который в 1990 году перевозил лишь 20 миллионов человек, а к 2010 году данный показатель составил порядка 270 миллионов человек. Другой страной, показывающей стабильно высокий уровень перевозок, является Япония, которая в 1990 году перевезла около 75 миллионов пассажиров, а в 2010 году перевозки, имевшие тенденцию к постоянному увеличению, составили 100-110 миллионов человек в год. Указанный цифровой материал дает «пищу» для размышлений. В США же за период с 1990 по 2010 годы число пассажиров находилось в диапазоне от 450 до 780 миллионов человек в год. Данные значения представляются «заоблачными» по сравнению с числом пассажирских перевозок в России. Указанный разрыв можно объяснить доступностью цен на авиабилеты, политикой привлечения клиентов авиакомпаний с помощью акций, купонов и скидок на перелеты, а также наличием развитой сети транзитных аэропортов. Кроме того, парк воздушных судов США, Китая, Франции, Германии, Великобритании, Японии отличается от российского полным соответствием всех эксплуатируемых средств требованиям международных стандартов. Это позволяет осуществлять международные перевозки даже мелким авиакомпаниям, (что в большинстве своем недоступно для российских авиаперевозчиков.
Доступность авиаперелетов для населения России вызывает большое количество вопросов.
Для сравнения: в 1980 году стоимость билета на самолет по маршруту следования внутренних авиалиний составляла 20% средней величины заработной платы. К 2000 году данное соотношение перевалило за 100%. Недоступность полетов для некоторых категорий граждан выражается в том, что с 1999 по 2006 годы на 1 россиянина приходилось в год от 0,16 до 0,3 полета, что иллюстрирует уровень развивающихся стран. В экономически развитых странах данный показатель выше примерно в 10 раз и составляет 13 полета в год. Учитывая недостаточность числа аэропортов в России становится затруднительным наращивать количество прямых рейсов. Существующие же аэропорты зачастую не отвечают международным требованиям. Для примера: принимать тяжелые аэробусы А380 в состоянии только один аэропорт - Домодедово. Указанные несоответствия заставляют пилотов работать на пределе своих возможностей, то есть иногда им приходится сажать воздушные суда по необходимости на короткие, поросшие лесом взлетнопосадочные площадки, которых в России достаточно много.

Следующим моментом является обоснованность повышения стоимости билетов. В последнее время на российском рынке появился ряд авиакомпаний, предоставляющих существенные скидки на перелеты. Указанная доступность перелетов лишь с одной стороны является положительным моментом, поскольку ярким отрицательным свойством работы такого рода авиакомпаний является крайне высокая степень риска невылета и задержки рейсов. Кроме того, ситуация невыполнения обязательств достигает таких значений, что к решению проблемы приходится подключаться государственным органам. А изучив ситуацию изнутри, становится понятно, что у такого рода авиакомпаний не хватит средств на выполнение своих обязательств, в связи с чем, отложенные и отмененные рейсы приходилось выполнять другим авиакомпаниям с целью недопущения пассажирского коллапса. В целом же модель перевоз- чика-дискаунтера, работающего со значительными скидками для пассажиров положительно себя зарекомендовала в странах Западной Европы и США. В нашей же стране подобные авиакомпании не смогли осуществлять свою деятельность в полном объеме как в силу возникающих финансовых трудностей, так и по причине неразвитости системы транзитных аэропортов.
В отношении величины поступления в бюджет налоговых обязательств по результатам деятельности авиакомпаний, а также прозрачность и легитимность доходов авиакомпаний можно отметить следующее. Что касается величины поступлений в бюджет от авиаперевозок, то трудно представить себе рост данного показателя без решения предыдущих условий повышения эффективности деятельности авиакомпаний. С недавних пор произошло обострение проблемы вывода доходов компаний в оффшорные зоны (чаще всего Кипр и Панама). Это касается не только воздушного, но и водного транспорта. Всем известна ситуация с аэропортом Домодедово, управление которой, как выяснила Генпрокуратура РФ в ходе расследования, уже осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Все это, конечно, не идет на пользу российскому государству, особенно когда дело касается такой крупной компании.
Таким образом, в современных экономических условиях большое значение приобретают проблемы развития наукоемких отраслей экономики, к которым в том числе можно отнести и авиатранспортную. Аналитические исследования в данной сфере должны быть направлены не только на изучение количественных показателей (число перевезенных пассажиров, стоимость билетов), но и качественных (уровень обслуживания перелетов, прозрачность ведения бизнеса предприятиями данной отрасли). Указанные исследования в совокупности с новейшими достижениями в области самолетостроения, с учетом государственной поддержки данной отрасли будут, несомненно, способствовать успешности развития данной сферы приложения капитала в нашей стране.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ