Природные достопримечательности и памятники наследия как объекты страноведения. Часть 4
Природные достопримечательности и памятники наследия как объекты страноведения. Часть 4
Чаще всего в качестве символов страны выступают горы. Это не удивительно, поскольку именно возвышенные места—холмы и горы с давних времен использовались для общения с верховными силами, «управляющими» силами природы. К таковым, например, принадлежит гора-вулкан Фудзияма в Японии. Сам феномен этой горы, священной для японцев, глубоко вошел в культуру и сознание жителей страны, он воспет с древнейших времен поэтами и художниками, получил широкое распространение на марках и открытках. Подобным же образом символом Непала служит самая высокая гора планеты Джомолунгма (Эверест). Эту гору знают во всем мире не только географы-картографы и школьники, но и многие альпинисты, которые пытались покорить ее вершину. Самые известные достопримечательности Крыма, в найдёте на сайте
Неофициальным символом Словении является священная трехглавая гора Три- гаав. Она изображена на гербе республики. Символом Армении является потухший вулкан Арарат (у жителей страны—Масис). Эта двувершинная гора сейчас расположена на территории Турции, но некогда находилась на территории «Большой» Армении, площадь которой намного превышала современную. С этой горой связаны многие местные, армянские легенды, но, главное, библейское предание о всемирном потопе. Согласно этому преданию именно Арарат стал пристанищем для ковчега, в котором спаслись и люди, и животные от гибели.
Вулканы в качестве сначала почитаемых гор, а затем и символов страны становились как феномен, связанный с могущественной силой огня. Стихия огня является также символом Азербайджана. Она изображена на гербе страны. Однако в данном случае она связана не с вулканизмом, а с воспламенением газовых выбросов. Огонь символизирует богатство страны газом и нефтью, несомненными природными достопримечательностями Азербайджана.
Иногда в качестве символа страны выступают гидрологические феномены. На гербе Кыргызстана в окружении гор изображено озеро. Его название известно. Это одно из самых больших и глубоких высокогорных озер планеты—Иссык-Куль. Именно с ним связана жизнь большей части жителей республики, о нем сложены легенды, уходящие вглубь истории киргизского народа.
1. Знаки-копии природных достопримечательностей и памятников наследия. Природные феномены той или иной страны могут быть изучены разными способами и охарактеризованы знаками-копиями. С давних пор для их отображения использовались описания путешественников, научные отчеты, книги, художественные описания, Особый вид информации о природных феноменах представляют их изображения на картинах художников, на картах, на фотографиях, на материалах кино и ТВ-съемок и, наконец, на аэро- и космических изображениях. Такие изображения природных феноменов в семиотике получили название знаков-копий. Именно они несут наиболее
полную, наиболее близкую к действительности зрительную информацию о природных феноменах.
Каждый из перечисленных знаков- копий природных феноменов специфичен и отражает различные аспекты изучаемых явлений, как во времени, так и в пространстве. Наиболее абстрактны из этих знаков карты. Однако, на самом деле, именно карты, точнее набор специальных карт (геоморфологических, геологических и т. д.) позволяют получить наиболее полные и точные сведения о внутреннем содержании объекта, Вместе с тем карты не позволяют создать зрительный образ природных феноменов и страны в целом.
Наиболее близкий к реальности зрительный образ в разных ракурсах, дополняющих друг друга, создается с помощью других знаков-копий (например, фотографий горы-вулкана Фудзиямы). Однако, репродуцируемые ими природные феномены запечатлеваются в их мгновенных аспектах, зависящих от многих природных факторов (погодных, сезонных и т. д.). Эти факторы могут столь сатьно изменять внешний облик репродуцируемого феномена, что он может быть неузнаваемым при сравнении разных знаков-копий.
В связи со сказанным определенный интерес представляют репродукции природных феноменов на картинах художников, которые могут создать как бы осредненный облик явления. При этом только художественные полотна могут нести с собой глубокое, иногда философское содержание. Такое, например, какое присуще изображению Волги, знаковой реке для всех россиян, на картине И. Левитана «Над вечным покоем» (1894). Впрочем, осредненный облик природного феномена воссоздается и с помощью наложения друг на друга изображений, полученных с помощью технических средств.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ