Исследование повторных посещений туристских дестинаций. Часть 1
Исследование повторных посещений туристских дестинаций. Часть 1
Одной из распространенных задач развития дестинаций, зафиксированных в стратегиях, концепциях и планах развития туризма территорий различного масштаба, является увеличение повторных посещений. Среди причин, обусловливающих эту тенденцию, можно выделить:
• увеличение числа повторных туристов позволяет сократить расходы на маркетинг дестинации;
• рост повторных посещений туристами, удовлетворенными своими предыдущими посещениями, укрепляет позитивный имидж дестинации и способствует более широкому распространению этого имиджа среди потенциальных рынков туристов, что может расцениваться как дополнительный маркетинговый стимул к росту общего числа посещений;
• повторные посещения становятся жизненно важным условием для «второстепенных» дестинаций, не входящих в список ведущих туристских дестинаций. «Второстепенные» дестинации могут использовать потенциал мотивации посещения тех мест, которые входят в своеобразную «обязательную программу» туристской деятельности с поправкой на специфику индивидуальных интересов.
• доля повторных посещений в туристских прибытиях может служить индикатором качества туристского продукта и его конкурентоспособности на рынке дестинаций.
Обобщенный анализ результатов ранее проведенных исследований представлен в разрезе отдельных аспектов повторного туристского поведения:
• туристские расходы. Распространяя на туристские практики общеизвестные закономерности роста расходов на покупки у постоянных клиентов фирм, профессионалы туристской сферы обычно исходят из того, что повторные туристы тратят больше, чем впервые посещающие дестинацию, и менее чувствительны к цене. Однако это утверждение не получило однозначного подтверждения. Во всяком случае, в исследованиях 2006 г. и 2008 г. было установлено, что повторные туристы тратят заметно меньше впервые посещающих, характеризуются большей чувствительностью к цене и склонны искать более бюджетные предложения. Вероятно, это можно объяснить тем, что, будучи уже знакомыми с дестинацией, повторные туристы могут оптимизировать соотношение потребительской ценности туристского продукта и цены. За первое же посещение дестинации отмечается готовность платить «по полной программе», с тем чтобы максимизировать искомые впечатления;
• продолжительность пребывания. Повторные туристы характеризуются склонностью к более продолжительному пребыванию в дестинации. Несмотря на то, что этот факт нашел самое широкое эмпирическое подтверждение, в ряде случаев отмечалась и противоположная тенденция;
• социально-демографические характеристики. По данному аспекту исследования повторных туристов можно отметить согласованность выводов: различия по социально-демографическим характеристикам (гендер, образование, доход) между впервые и повторно посещающими дестинацию незначительны; при этом относительно значим только тот факт, что повторные туристы старше впервые посещающих; в некоторых работах отмечается большая доля одиночек в группе впервые посещающих. Здесь же можно отметить важную зависимость повторности посещений и удаленности дестинации от места постоянного проживания туриста: повторные туристы — это в значительной мере жители близлежащих регионов (что коррелирует с отмеченной выше склонностью повторных туристов искать более экономные варианты получения выгод от туристской деятельности);
• мотивация и планирование посещений. Во всех исследованиях отмечается, что повторные посетители в большей степени ориентированы на отдых, а также реализацию мотивов социализации, что проявляется, в частности, в совершении поездок в компании или для посещения друзей и родных. Поиск новых впечатлений и опыта, характерный для впервые посещающих дестинацию, в значительной мере удовлетворяется во время первого посещения.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ