Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 2
Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма. Часть 2
Туристская система полиструктурна и функционирует благодаря взаимодействию своих элементов (структур) как между собой, так и с внешней (окружающей) средой. Система туризма Российской Федерации находится в постоянном развитии и движении, а также во взаимосвязи с другими системами — сферами жизнедеятельности (экологической, культурной, политикоправовой и др.). Из всего многообразия элементов системы туризма: для целей нашего исследования мы рассмотрим те виды предпринимательской (экономической) деятельности по оказанию услуг (продаже товаров, выполнению работ) туристам, а также связанные с ними виды деятельности, способствующие повышению образовательного и культурного уровня туристов, предпринимателей, населения туристских территорий (районов), поддержанию нормальной жизни и деятельности организма человека (улучшение эмоционального состояния, восстановление и укрепление здоровья), развитию экологического и санитарно- эпидемиологического благополучия населения туристских территорий (районов) и др., а также деятельность органов власти по социальному регулированию свободных передвижений путешественников, в т.ч. по публичной организации предпринимательской (экономической) деятельности по оказанию услуг туристам. Обе эти составляющие относятся к экономической подсистеме туризма, т.е. к туристскому рынку.

Закон о туристской деятельности, упоминая в своей преамбуле о едином туристском рынке, не раскрывает его содержания в дальнейшем. Тем не менее, можно предположить, что туристский рынок представляет собой сферу свободного обращения услуг, товаров, работ, финансовых средств и информации в рамках системы туризма.
По нашему мнению, нельзя отождествлять понятия туристский рынок и туристская индустрия. Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально- технической базы туризма. Основными составляющими индустрии туризма являются туристские ресурсы и предприятия (организации, учреждения, частные лица и т.д.), предлагающие услуги в сфере туризма. Туристская индустрия включает в себя следующие категории специализированных предприятий, организаций и учреждений:
• предприятия, предоставляющие услуги по размещению:
— гостиницы, мотели, кемпинги;
— пансионаты, частные квартиры и дома;
— туристкие базы, дома отдыха, приюты;
— другие средства размещения;
• предприятия питания:
— рестораны, столовые;
— кафе, бары и др.;
— другие;
• фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:
— автопредприятия;
— авиационные предприятия;
— железнодорожные ведомства;
— предприятия морского и речного транспорта;
• туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта:
— туроператоры;
— турагентства;
— турагенты;
— предприятия по реализации путевок;
• рекламно-информационные туристские учреждения:
— рекламные агентства;
— информационные средства;
• экскурсионные бюро;
• производственные туристские предприятия:
— фабрики по производству туристкой и гостиничной мебели;
— предприятия по производству туристского снаряжения;
— фабрики туристских сувениров ;
• предприятия торговли:
— магазины по реализации туристского снаряжения;
— магазины по реализации туристских сувениров;
— пункты проката автомобилей и других транспортных средств и т.д.
• учреждения самодеятельного туризма:
— туристские клубы;
— альпинистские клубы и другие узкоспециализированные клубы;
• органы управления туризмом:
— комитеты и департаменты туризма;
— общественные туристские организации и объединения;
• образовательные учреждения туристского направления:
— учреждения высшего и среднего профессионального образования;
— институты повышения квалификации и переподготовки;
— другие образовательные учреждения;
• научные и проектные учреждения:
— научно-исследовательские туристские институты и лаборатории
— институты по проектированию туристских предприятий и т.д.
Ряд исследователей относят к туристской индустрии предприятия сферы досуга в туризме; клубы (в том числе ночные), залы игровых автоматов, аттракционные предприятия (аттракционы, Диснейлэнды, аквапарки и им подобные). На наш взгляд данные досуговые организации скорее относятся к туристскому рынку.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ