Логистическая сервисная система в окружающей среде: миссия, цель и задачи. Часть 2
Содержание:
↑ Логистическая сервисная система в окружающей среде: миссия, цель и задачи. Часть 2
В настоящее время широкое распространение получил процесс логистизации, главным результатом которого является создание логистических систем. Как отмечают О.А. Новиков и С.А. Уваров, посредством логистики осуществляется связь между объектами системы «Человек, фирма (предприятие — авт.), общество и природа». При этом указанные авторы имеют в виду традиционную логистику. Поэтому среди связующих потоков они называют не все человеческие, а лишь потоки работников (так называемые рабочие или трудовые потоки). Такой взгляд адекватен традиционной логистике, сосредоточенной на материальном производстве, прямо не соприкасающемся с физическими лицами, но не сфере услуг, где субъекты и объекты услуг в большинстве случаев непосредственно контактируют.
Уточним, что традиционная логистика представляет собой научную и практическую деятельность по управлению материальными и сопутствующими (финансовыми и информационными) потоками. В сервисной логистике приоритетным является человеческий поток, а остальные потоки (материальные, финансовые и информационные) выступают по отношению к нему обслуживающими. Кроме того, в состав обслуживающих входят уже упоминаемые рабочие потоки, также имеющие человеческую природу. Поэтому, чтобы не было тавтологии, в случае, когда анализируются и рабочие потоки, в качестве основных должны называться потоки потребителей.
Управление трудовыми потоками в традиционной и сервисной логистике имеет отличия. В традиционной логистике оно сводится к доставке работников по месту их деятельности, в сервисной — дополняется их распределением и перемещением в процессе обслуживания.
Отметим, что потоки потребителей в сервисе являются главными связующими элементами. Они обуславливают взаимодействие предприятия с окружающей средой, где основными контактирующими субъектами выступают поставщики материальных ресурсов, финансовые структуры, средства массовой информации, общественные организации и др. Поскольку каждый человек отличается индивидуальными особенностями, управление человеческими потоками имеет ряд сложностей.
Создание каждой системы преследует определенную цель, которая обуславливает ее деятельность. Логистические сервисные системы призваны управлять потоками потребителей и обслуживающими их потоками. Их задачами являются:
1) создание широкого спектра современных услуг, интересующих потребителей и оказывающих на них положительное воздействие в плане общественной полезности;
2) косвенное регулирование потоков (привлечение потребителей к сервисным предприятиям);
3) прямое управление человеческими потоками при их движении к предприятию и внутри него;
4) организация и реализация обслуживания потребителей на высоком уровне.
На основе цели и задач можно сформулировать следующие функции логистических сервисных систем:
♦ прием потоков потребителей и обслуживающих их потоков;
♦ использование трудовых, материальных, финансовых, информационных потоков и преобразование потоков потребителей;
♦ выпуск потоков потребителей и сопутствующих потоков (трудовых в виде приобретших новый опыт субъектов услуг, финансовых в виде налогов и платежей, материальных в виде отходов, информационных в виде новой аналитико-синтетической информации).
Среди потоков потребителей можно выделить клиентов, покупателей, зрителей, посетителей, пациентов, учащихся (студентов) и т. д. При этом каждый из перечисленных потоков имеет свою специфику. Особенности туристских потоков как объектов управления сервисной логистики представлены в таблице
↑ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Таблица Особенности управления туристскими потоками как видом потоков потребителей
Общие принципы управления потоками потребителей в сервисной логистике |
Специфика управления туристскими потоками |
Совпадение объектов управления и объектов обслуживания |
Управление потоками происходит на протяжении всего процесса производства-потребления туристской услуги |
Приоритетность человеческих по сравнению с материальными, финансовыми и информационными потоками, выступающими в качестве условий их обеспечения |
Материальные потоки разнообразны; нахождение некоторых из них в виде запасов имеет ограничения. Ланг сопутствующих по отношению к потоку туристов должен определяться скоростью подготовки и частотой потребления той или иной составляющей туристской услуги. К субъектам услуг как составляющим трудовых потоков должны предъявляться повышенные требования в области умения работать с людьми |
Использование форм прямого управления и косвенного регулирования потоков |
Косвенное управление определяет место и время отдыха, а также транспортные средства до начала и по окончанию тура. Прямое управление происходит на всем пути движения туристов |
Непрерывность обслуживания потоков на всем пути движения людей к месту реализации продукции (услуг) и при их непосредственном потреблении |
В связи с «оторванностью» туристов от постоянного места жительства и длительным перемещением, обслуживание должно носить разносторонний характер |
Активность потоков |
Активность потоков может проявляться как на индивидуальном, так и на групповом уровнях и содействовать или противодействовать управляющему вектору. Учет активности туристов как потокообразующих элементов поможет избежать конфликтных ситуаций |
Касательно траектории потоков потребителей отметим, что в большинстве видах сервисной деятельности она имеет форму логистического канала. Четко траектория выделяется лишь в туризме. Движение потоков туристов можно представить в виде логистического венца. Его основу составляют человеческие потоки (потоки субъектов и объектов услуг), а лучами служат сопутствующие потоки, направленные к человеческим потокам или от них.
Как видно из приведенной схемы, траектория потоков субъектов услуг соответствует движению потребителей, но расстояние между потоками колеблется. Такое положение связано с тем, что в некоторых случаях происходит непосредственный контакт объектов и субъектов услуг, а иногда обслуживание происходит на бесконтактной основе. Имеющиеся небольшие интервалы символизируют свободное время туристов. Его каждый турист использует в зависимости от собственных приоритетов: для кого-то это дополнительное посещение достопримечательностей, для кого-то — знакомство с национальной кухней, для кого- то — шопинг и т. д.
Касательно остальных сопутствующих (обслуживающих) потоков, укажем, что материальные потоки в своем большинстве направлены к потребителям (часть из них параллельна потокам потребителей), а в обратном направлении движутся лишь отходы. За редким исключением, они подлежат уничтожению, так что можно сказать, что материальные потоки образуют отдельные циклы.
Информационные потоки равно как поступают к потребителям (сообщения на пути движения туристов), так и исходят от них (заказы, пожелания, жалобы). Поступающая во внешнюю среду информация является, в свою очередь, источником сведений для продуцентов туристских услуг. Таким образом, в информационной среде наблюдается непрерывность потоков.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ