Путешествие в Дхарамсалу. Освоение Дхарамсалы россиянами. Часть 3
Содержание:
↑ Путешествие в Дхарамсалу. Освоение Дхарамсалы россиянами. Часть 3
Россияне, первоначально движимые интересом к буддизму, постепенно приобщились и к тибетской медицине, которая является неотъемлемой частью буддийского учения. Для более глубокого ознакомления с ней в Дхарамсале имеются хорошие условия. Здесь в 1961 г. был открыт небольшой диспансер традиционной тибетской медицины с целью обеспечения медицинской помощью хлынувший поток тибетских беженцев. Со временем он был преобразован в Институт тибетской медицины и астрологии (тиб. Мен-Цзи-Кан), в крупный научно-исследовательский, медицинский и образовательный центр. В нем действуют хирургическое, поликлиническое и стационарное отделения, а также производится более 200 видов различных препаратов, распространяемых среди 36 тибетских клиник Индии и Непала. Эти препараты также направляются в западные страны, где заметно растет интерес к медицинским традициям Востока.
Если в начале существования Мен-Цзи- Кан пользовался широким спросом только у местного населения, то начиная с 1980-х гг. его стали активно посещать иностранцы, приезжающие в Дхарамсалу. Так первые туристические группы из России, преимущественно состоящие из буддийских паломников, стали первыми открывателями и потребителями тибетской медицины среди россиян. С тех пор многие из них стали постоянными клиентами тибетских докторов. В основном сюда приезжают люди, которым европейская медицина с ее химическими препаратами не могла помочь.
↑ Личный опыт знакомства с тибетской медициной
Тибетской медицине в свое время я посвятила отдельный параграф в своей диссертации, посвященной истории буддизма в Центральной Азии. Мои познания в этой области носили чисто теоретический характер, я плохо представляла себе, как все это выглядит на практике. Возможность попробовать ее на себе представилась сразу по приезде в Дхарамсалу в 1999 г., когда из-за резкой смены климатических поясов я почувствовала першение в горле, сильный озноб, высокую температуру. К счастью, недалеко от моего дома находилась тибетская клиника, куда я поспешила обратиться. Приема врача, к моему удивлению, ожидало много индусов, была также парочка европейцев и несколько тибетцев.
На каждого пациента у врача в среднем уходило минут 20, некоторые задерживались до 40 минут, другие выходили через 10. Наконец, очередь дошла до меня. Моим врачом оказалась симпатичная тибетянка средних лет по имени Дачое. Она пощупала мой пульс на левой руке, затем на правой и перечислила все незначительные болячки, дремлющие в моем теле, с которыми можно жить, не лишаясь радости жизни и соблюдая несложные предписания врача.
Дачое прописала недельный курс интенсивного лечения, который на редкость оказался эффективным. Столь привычные для нас анализы сдавать не пришлось, однако это не означает, что тибетские врачи ими пренебрегают. В моем случае без них можно было обойтись, что очень сэкономило мне время.
Однажды от иностранцев я как-то услышала восторженные отзывы о личном враче Далай- ламы, который якобы при постановке диагноза прибегает к ясновидению. Рассказали об одном американце, который, попав к нему на прием, вдруг сильно расплакался. Как потом выяснилось, врач таким образом «отсканировал» его, чтобы лучше «видеть» его болезни. Все это жутко заинтересовало меня, но к конкретным действиям не подвигло. Мой скептический ум сомневался в подобном врачевании.

Как-то раз случайно в одной сувенирной лавке я познакомилась с Галиной Мельниковой из Москвы, которая сопровождала молодого мужчину, хромавшего на одну ногу. От Галины узнала, что Саша — из числа новых русских, которому большие деньги принесли большие проблемы. Он страдал от неизлечимой язвы на ноге. В Москве ее несколько раз пытались лечить, но каждый раз безуспешно. Тогда кто-то из знакомых посоветовал молодому человеку ехать в Индию, искать там восточных лекарей, которые слывут врачевателями не столько физических, сколько душевных недугов. Так Галина оказалась его гидом. Она через знакомого тибетца записалась на прием к врачу. А поскольку с тибетской медициной я уже имела дело, она предложила мне составить им компанию на всякий случай.
В назначенное время мы оказались в небольшом частном доме. Нас принял мужчина на вид 60—63 лет. От него исходила какая-то таинственная сила, спокойствие, сердечная теплота и безграничная доброжелательность. Когда он протянул свою визитку, надпись на ней гласила: «Личный врач Его Святейшества Далай-ламы XIV Кунга Гьюрмей Нгаронгша». Он потомственный врач, его отец — Лхундуп Пэльжор — был личным врачом Далай-ламы XIII.
Доктор исследовал пульс Саши, прописал ему шестимесячный курс лечения, настойчиво предупредив, что его нежелательно прерывать. Его заболевание он нашел довольно сложным: на вид безобидная язва грозила перерасти в злокачественную опухоль.
Видя, как внимательно и скрупулезно доктор Кунга работает с Сашей, мы поняли, что нельзя упускать шанс и решились на общую диагностику. Исследовав мой пульс, доктор Кунга помимо того, что правильно определил мои слабые места (здесь разногласий с доктором Дачое не было), также определил, в каких условиях я росла и воспитывалась, какие взаимоотношения царят у меня в семье, насколько мой хронологический возраст совпадает с биологическим и даже каковы мои вкусовые пристрастия. Все совпало до мелочей.
Не удержавшись от любопытства, я спросила его, какими еще способами он может ставить диагноз. «Если принесете мне чью- нибудь одежду, по ней я могу определить состояние здоровья того, кто ее носит», — сказал доктор Кунга. «А как?», — не унималась я. «Это большой секрет, я никому его не открываю. Мой отец научил меня этому», — скупо ответил доктор.
Нам стало интересно, принимал ли доктор пациентов из России, кроме нас. Если да, то какое впечатление у него осталось. Оказалось, что за последние годы к нему обратилось очень много россиян. У большинства из них он обнаружил серьезные проблемы с печенью; причиной тому, как считает доктор, с одной стороны, холодный климат нашей страны, с другой — чрезмерное употребление мяса, жирных продуктов и алкоголя. Климат, данный нам природой, мы вряд ли сможем изменить, но пересмотреть рацион питания может практически каждый.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ