Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 4

Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 4

Поиск форм сотрудничества между тури­стическим бизнесом и монастырями постоян­но продолжается и вызывает много дискуссий. Предлагаются различные способы вовлече­ния монастырей в туристические программы. В 1996 г. в Москве проходила конференция под название «Монастыри — культурные и духовные центры России», которая являлась составной частью программы Совета Европы «Культурные маршруты. Пути монашества». Основной целью данного проекта является поиск общего языка для возможного совмест­ного решения проблем, связанных со всесто­ронним изучением монастырской культуры стран Европы в связи с организацией палом­нических и туристических маршрутов обще­культурного и межконфессионального обще­ния. Одно из интересных предложений ор­ганизации показа монастырских комплексов туристам было высказано участником конфе­ренции В.П. Столяровым.

Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 4

Основная идея подразумевает создание во­круг монастырского комплекса охраняемой территории с особым статусом и регламен­тируемым режимом предпринимательской деятельности. Представляется необходимой организация вблизи действующих монасты­рей (при их участии, а также с привлечением персонала местных музеев) особых центров изучения монастырской культуры, предна­значенных для паломников и туристов, не­зависимо от вероисповеданий. Такие куль­турные центры, включающие в себя гости­ницы, библиотеки, залы, аудио- и видеоин­формацию, подключенные к сети Интернет, могли бы стать своеобразным «переходным тамбуром» между светской и монастырской культурой, позволили бы снять существую­щие сейчас зоны культурных конфликтов, во многом определяемые психологическими факторами и недостатком информации. Найти интересную и полезную информацию о самых популярных курортах, вы сможете на сайте tourismtoyou.ru.

Частично некоторые монастыри уже вы­полняют подобные функции. Так, на терри­тории Покровского женского монастыря в Суздале есть гостиница и ресторан. Мона­стырские комплексы Соловецких островов, Валаама уже очень активно действуют в дан­ном направлении. Однако сегодня подобные услуги предоставляются непосредственно на территории монастыря, что часто вызывает отрицательную реакцию среди верующих. В связи с этим и предлагается вынести данные формы обслуживания за пределы монастыря, сохраняя в то же время очень тесные связи по­добных центров с монастырской жизнью.

Несмотря на то, что подобная идея кажет­ся идеальным решением существующей се­годня проблемы взаимоотношений музеев- монастырей и РПЦ, возникает много вопро­сов. Так, часто можно услышать сомнения по поводу возможности изучения и полного понимания монастырской культуры вне стен монастыря. Эта идея была высказана еще в начале XX в. известным богословом П. Фло­ренским и с тех пор приобрела много сторон­ников. Основой его подхода была идея пре­вращения храма или монастыря в «...своего рода опытную станцию и лабораторию для изучения существеннейших проблем совре­менной эстетики, отчасти подобная, напри­мер, современным Афинам, так, чтобы тео­ретическое обсуждение проблем церковного искусства.» происходило «.не отвлеченно от действительности».

Практические аспекты организации посещения туристами монастырских комплексов в России. Часть 4

У современных исследователей также можно встретить много интересных теорий и мнений по данному вопросу. Так, извест­ный исследователь монастырской культуры и истории М.Е. Каулен в книге «Музейное дело России» на основании проведенных ис­следований утверждает, что целый ряд важ­ных характеристик интерьера (подлинность, древность, художественная ценность) не воспринимаются в действующем храме. Из этого она делает важный вывод о необходи­мости сохранения ценных с архитектурно­художественной точки зрения памятников в качестве храмов-музеев. Если действительно ставить целью приобщение посетителей к ценностям православной культуры, то для большинства это возможно только в музей­ной экспозиции, и в данном случае, по мне­нию Каулена, аудитория музея-храма будет гораздо шире, а информационный потенци­ал значительнее и многограннее.

В то же время отмечается, что в процессе музеефикации памятник культовой архи­тектуры теряет по сравнению с действующим в эмоциональном восприятии интерьера, которое становится более холодным, рацио­нальным. Для восполнения этих потерь при экспонировании необходимо реконструи­ровать не только архитектурные формы и убранство интерьера, но хотя бы частично атмосферу его эмоционального воздействия. Это может быть сделано за счет привлечения видео-, аудиоматериалов, оформления части экспозиции как действующего храма (на­пример свечи) и с помощью других средств. Визуальное и эмоциональное знакомство дает возможность почувствовать, что же та­кое православный храм — точно так же, как есть своя атмосфера и в мечети, и в буддист­ском храме, которую мы чувствуем, заходя в данные комплексы.

Таким образом, передача памятников мо­настыря какой-либо одной стороне — музею или монастырю — может привести к потере очень важных составляющих, без которых невозможно до конца понять и ощутить ре­лигиозную культуру. Вывод напрашивает­ся сам собой и состоит в поисках путей со­вместного использования монастырского комплекса для достижения наилучшего ре­зультата.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Введите слово "фикус" (без кавычек)
Ответ:*