Походная жизнь в 1951 году: Дневник туристов. Часть 1
Походная жизнь в 1951 году: Дневник туристов. Часть 1
История туризма в СССР — тема интересная и поучительная. Ее исследование имеет не только фундаментальное, но и прикладное значение, ибо изучение опыта прошлого может помочь ответить на многие вопросы настоящего.
Изучение истории туризма отчасти может помочь более объективно и непредвзято взглянуть на советскую эпоху, отношение к которой со стороны наших современников колеблется от ностальгии до ненависти. Был ли он явлением, порожденным ею и пропагандирующим ее ценности, или представлял собой феномен контркультуры? Аможет быть, истина где-то посередине между этими двумя крайними суждениями?
Исследование данной темы дает фактический материал для суждений о том, какое значение имел и имеет туризм для общества в целом и для каждого человека в отдельности. И действительно: он способствует не только укреплению здоровья, расширению культурного кругозора и получению практических навыков. Он учит взаимопониманию, взаимовыручке, терпению и терпимости. История туризма и, вероятно, жизненный опыт многих наших читателей свидетельствуют о том, что походы в той или иной степени делают людей добрее к другим и требовательнее ксебе. Таким образом, можно сформулировать основную цель туризма — гуманизация личности и общества в целом. Данная статья, посвященная событиям более чем полувековой давности, как раз об этом.
В июле 1951 г. комитетом комсомола и спортклубом МГУ был организован поход по маршруту Александров-Пе- реславль-Залесский—Калязин—Углич. Его цель заключалась в политико-просветительной и культурной работе среди сельского населения и физическом развитии студентов. Участвовали в нем окончившие первый курс студенты исторического факультета МГУ и двое студентов из Московского авиационного института.
В 1950-е гг. многие студенты Московского университета увлекались туризмом. Историки ходили в пешие походы по среднерусским областям, Уралу, на лыжах в Карелию, сплавлялись на плотах по рекам. В походах столичные студенты узнавали о жизни глухих деревень и провинциальных городов, любовались нетронутой природой, дружили, влюблялись... Что было обязательно — это песни у костра. Пели советские лирические песни, старинные романсы. Все знали «Бригантину» на слова погибшего на войне Павла Когана: «Надоело говорить и плакать, целовать усталые глаза, на далеком флибустьерском море бригантина поднимает паруса. Пьем за яростных, за непокорных, за презревших грошевый уют...» Пели неизвестно кем сочиненную песенку: «Жаль нам тех, кого пугает веселый смех, кто не смеяться старается, кто смех считает за грех». Так что не стоит думать, что молодые люди после войны были угрюмыми забитыми догматиками, которые только и знали, что конспектировали сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)».
Во время похода, о котором идет речь, его участники по очереди вели дневник. Содержание, форма и степень подробности записей носили произвольный характер и зависели от прилежания и дара слова очередного автора, а также от того, насколько долго мог он бороться с усталостью, исполняя роль летописца после тяжелого пути.
К сожалению, дневник не был доведен до конца: будущие историки, вероятно, не понимали тогда важности этого документа для потомства, ну а скрупулезно записывать события и впечатления прошедшего дня вместо того, чтобы обсуждать их с друзьями у костра, — удовольствие для 18—20-летних сомнительное. По-видимому, руководители группы также не придавали ему большого значения и не настаивали на его продолжении. После возвращения в Москву дневник оказался не нужен ни туристам, ни организаторам похода и по чистой случайности попал в архив одной из его участниц.

В походе участвовало 13 девушек и 5 парней, двое из которых, как уже отмечалось, были из авиационного института. Среди них были комсорг, командир, завпрод, завхоз, санитар и фотограф.
Продолжительность похода была около трех недель, расстояние — примерно 200 км. (Более точные данные установить не удалось.) Бывали дни, когда туристы проходили 20—25 км, иногда же они по полдня или по дню задерживались в том или ином населенном пункте. Как-то раз несколько километров проехали на попутной машине (что было некоторым нарушением дисциплины).
Формально порядок в походе был довольно жесткий. Туристы шли строем друг за другом, разговаривать запрещалось. (Кстати, в настоящее время в турпоходах также не рекомендуется много говорить при быстрой ходьбе.) Через каждые 50 минут делали привал на 10 минут. Заботясь о здоровье туристов, руководители похода во время движения выдавали им ограниченное количество воды (по половине, а то и по четверти стакана); те же, которые позволяли себе выпить больше, подвергались суровому порицанию. Вставать полагалось в семь часов и обязательно делать зарядку, проведением которой командовали по очереди.
Впрочем, судя по большинству записей, туристы не воспринимали всерьез эти суровые требования, да и к самим руководителям (комсоргу и командиру), которые были их ровесниками и однокурсниками, они относились не без некоторой добродушной иронии. Сплошь и рядом походная дисциплина нарушалась, причем иногда при попустительстве «начальства». При первом удобном случае туристы начинали идти гурьбой, весело болтая. Когда настроение было бодрым, шли более 50 минут без остановки. Десятиминутные привалы нередко затягивались, если поблизости был водоем. Лишь изредка подъем был ровно в семь, случалось, туристы начинали новый день в девять-десять часов. Зарядка проводилась неукоснительно, но без особого рвения.
Питание, по нынешним представлениям, было довольно однообразным, но калорийным, ив 1951 году оно считалось весьма хорошим. Меню состояло в основном из макаронных изделий, сала, консервов. Эти продукты, а также сахар, какао, толокно (которое, правда, употребляли крайне неохотно и норовили скормить поросятам) несли с собой, в деревнях покупали яйца и молоко. Что касается витаминов, то их недостаток восполнялся лесными ягодами. Несколько раз туристы обедали в городских столовых, где баловали себя пивом, лимонадом и кофе, а один раз, после шторма на Плещеевой озере, выпили водки для профилактики простуды. Один раз в группе был праздничный ужин: отмечали день рождения одной туристки. В тот вечер он состоял из картошки, колбасы, конфет и вина. Питание обычно было двухразовым — утром (довольно поздним) и вечером. Впрочем, по воспоминаниям одной из участниц похода, чувство голода туристам было неведомо. Во время завтрака и ужина наедались до отвала, а некоторые ребята даже ели лежа, утверждая, что «так больше влезет». Еду готовили двое дежурных. Примечательно, что в дневнике ни разу не встречаются замечания в их адрес: то ли они действительно всегда были на высоте, то ли здоровый аппетит заглушал отдельные недочеты (критика в адрес толокна касалась самого продукта, а не искусства поваров).
Ночевали в лесу в палатках, при этом дежурили по двое у костра в течение часа, но нередко останавливались в школах, клубах и как-то раз даже в хлеву. Особенное удовольствие получали от ночевок на сене под открытым небом.
Одежду носили максимально закрытую для защиты от насекомых: хлопчатобумажные рубашки (обычно они были клетчатыми и назывались ковбойками) с длинными рукавами и сатиновые темные шаровары по щиколотку. Головные уборы были самыми разнообразными, многие щеголяли в соломенных шляпах, вызывавших недоумение и восторг у деревенских мальчишек («Туристы! В шляпах!» — кричали они). Купалось большинство в нижнем белье, но у некоторых девушек были купальники (очень закрытые по сравнению сны- нешними). На ногах у туристов были ботинки, зачастую новые, и в первый же день уже после трех километров пути многие стерли ноги. Однако средств против мозолей и потертостей, главным из которых была паста Лассара, было вдоволь.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ