Правовое положение российских туристов, находящихся за границей. Часть 2
Правовое положение российских туристов, находящихся за границей. Часть 2
Согласно российскому законодательству, турист — лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессиональноделовых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Это определение отвечает рекомендациям Всемирной туристской организации (далее — ВТО) и международной туристской практике.
В то время как в РФ определение «турист» закреплено законом, многие государства еще не выработали четкого и единообразного толкования этого термина, что является проблемой при установлении предмета международных договоров о сотрудничестве в области туризма.
Правовой статус российских туристов. При характеристике правового статуса российских туристов, пребывающих за рубежом, необходимо учитывать, что на туриста, находящегося за границей, оказывают влияние сразу два правопорядка: личный и так называемый «местный» (страны пребывания), правопорядка, от которых и зависит объем правоспособности туриста. Однако перед тем как давать характеристику правового положения российского туриста, целесообразно проследить те этапы, которые он проходит еще до пересечения границы с иностранным государством, начиная с первого визита в туристическую фирму.
С 1 января 2007 г. в России отменено условие о лицензировании туристических услуг. Это значительно упростило порядок создания туристических фирм и увеличило их число на рынке услуг.
Существует несколько критериев, которыми стоит руководствоваться при выборе турфирмы: во-первых, при обращении в туристическую фирму необходимо уточнить, с кем вы имеете дело — с турагентом или с туроператором . Туроператор осуществляет деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, т.е. фактически самостоятельно организует тур. В то время как турагент, осуществляющий деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, — лишь продает уже готовый тур, сформированный туроператором.
Итак, если турист обратился к туроператору, то в соответствии с требованием ФЗ «Об основах туристской деятельности» туроператор должен иметь финансовое обеспечение, предусмотренное указанным Федеральным законом. Размер финансового обеспечения варьируется от 500 тыс. до 100 млн рублей в зависимости от количества денежных средств, полученных от реализации туристского продукта за отчетный период.
Сведения о туроператоре, имеющем финансовое обеспечение, вносятся в реестр. Единый федеральный реестр туроператоров ведется Федеральным агентством по туризму, которой публикует не реже одного раза в год в государственных периодических печатных изданиях, а также размещает на своем сайте в сети Интернет следующие сведения о туроператоре: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес, ИНН и размер финансового обеспечения.
Таким образом, своевременное внесение изменений в Реестр, а также общедоступность содержащихся в нем наиболее важных для туриста сведений, делают более открытой деятельность туроператоров.
Во-вторых, при выборе турфирмы туристу необходимо обратить внимание на ее законопослушность. Так, по результатам деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2008 году, было проверено 2 149 субъектов туристской деятельности, из них 1551 субъект осуществлял туристскую деятельность с нарушениями требований законодательства о защите прав потребителей. Около 73% субъектов туристской деятельности действуют, нарушая требования законодательства — ужасающая цифра!
Однако туристу также необходимо, по меньшей мере, знать права, которые предоставлены ему законом, так как знание прав является предпосылкой их соблюдения.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ