Турист в современном музее: философия просвещения, технология развлечения

Турист в современном музее: философия просвещения, технология развлечения

Еще столетие назад казалось, что дни музея сочтены и скоро он исчезнет как учрежде­ние, выполнившее свои функции. Однако сегодня музей, безусловно, значителен и значим как никогда. В начале XXI в. мы имеем дело с максимально расширившимися музейными сетями - как в количественном отношении (каждые пять лет число музеев увеличивается на 10 % «вразрез с экономической логикой и здравым смыслом»), так и в геополитическом отношении (музей совершает свое триумфальное шествие по всем континентам земного шара и сам факт появления музея расценивается обществом как очередной шаг на пути раз­вития страны). Музей, безусловно, рассматривается как символ общества, более того, как символ развитого общества (или, по крайней мере, общества желающего быть таковым).

Кроме того, помимо расширения музейных сетей, мы имеем дело с глубокими транс­формациями, происходящими с самим музейным организмом. Пожалуй, никогда до сих пор музей не был настолько традиционен и, как ни парадоксально, настолько революционен.

Тем более ожесточенные дискуссии разворачиваются вокруг проблемы целей музейной деятельности. Очевидно, что конкретные цели могут быть различны для каждого из на­правлений музейной деятельности, более того, для каждой конкретной формы. И все же единая цель (все чаще мы встречаемся с понятием «миссия музея») не может быть одно­значно адаптирована в образовательных и туристских программах. На фоне все большего интереса к образовательной деятельности музея, развитию музейной педагогики, реальное музейное пространство все интенсивнее осваивает рекреационные технологии, призванные, в первую очередь, развлекать. Мощное развитие индустрии мирового туризма (речь, в дан­ном случае, естественно, идет об общих мировых тенденциях) определило основные век­торы использования музейных ресурсов.

В рамках туристской деятельности музей чаще всего является частью экскурсионной (или шире - культурной) программы, и время пребывания в нем ограничено. Из выделяе­мых специалистами пяти направлений образовательной деятельности музея в сфере туриз­ма наиболее интенсивно развиваются два: информирование и отдых.

Первое направление стоит признать достаточно традиционным - и тридцать лет назад, и сегодня экскурсия в музей в рамках туристической программы направлена на знакомство с историей, культурой, личностью. Причем, неважно, поездка ли это по дворянским усадь­бам Ленинградской области с посещением музея В. В. Набокова в Рождествено или экскур­сия в Каирский музей (включенная в более широкую экскурсию в Каир) в рамках «пляжно­го» тура в Египет. Несмотря на обилие приемов, используемых в современных экскурсиях, базовыми технологиями пока остаются показ и рассказ, решающие задачи информирова­ния. Всё о получении грин карты, вы сможете найти на сайте yougreencard.ru

Второе направление (отдых) также всегда подразумевалось в экскурсионных музейных программах: речь шла о новых впечатлениях, отдыхе на природе (в музеях-заповедниках, дворцово-парковых ансамблях), наконец, просто о смене деятельности. И все же в послед­ние годы некоторые музеи при формировании туристических программ стали расширять традиционное понимание «отдыха в музее», вкладывая в него смысл развлечения. Соотно­шение информационного и развлекательного компонента чаще всего определяется специ­фикой коллекции и статусом музея. Пожалуй, зритель часто соглашается на безмолвие му­зейных залов (или хотя бы «музей как таковой»), если заранее знает, что в музее ему пред­стоит встреча с Шедевром, что он увидит Музей, который является Хранителем сокровищ мировой культуры. Именно высокое имя Мирового наследия часто является для туриста очевидным мотивом включения музея в экскурсионную программу. Государственный Эр­митаж, Британский музей, Лувр - список можно продолжать. Это музеи, без которых не­возможно посещение Санкт-Петербурга, Лондона, Парижа; это музеи, без которых невоз­можно представить экскурсионную программу для туристов.

Менее известные и значительные музеи попадают в экскурсионные программы чаще всего в специальных турах. Если же музей мал, а коллекции не столь блестящи, его вклю­чение в программы для туристов в контексте информационного направления еще более проблематично. Конечно, всегда есть «эксклюзивные» туры для людей, заинтересованных в проблеме. Но чаще турист неохотно поедет просто на экскурсию - необходимо предложить отдых. Особенно это актуально для музеев, расположенных вокруг традиционных зон «пляжного» туризма. Именно в этом случае наиболее активно реализуется такое направле­ние деятельности музея как отдых. Формы реализации этого направления многообразны - дегустации блюд традиционной кухни, активное знакомство с традиционными промыслами, участие в реконструкциях традиционных ритуалов и т.д. и т.п.

Именно развитие концепции «музея для туриста» вызывает сомнения у ряда специали­стов, которые видят в этой тенденции симптомы разрушения традиционного музейного ор- ганизма как такового. У многих профессиональных музейных работников - директоров музеев, его научных сотрудников стремительные изменения музейного мира вызывают не­однозначную реакцию. Музей, безусловно, должен изменяться, но так ли стремительно и кардинально? Подобные опасения высказываются все чаще. А. А. Будко отмечает: «осоз­нав, что объект деятельности музея может быть нематериальным (например, передача опре­деленных видов информации), не следует впадать в крайность и отрицать значение музей­ного предмета», иначе происходят «процессы подмены содержания при сохранении формы и использования формы в других целях». А. А. Будко полагает, что даже специалисту- музееведу подчас непросто отличить разрушительный процесс подмены содержания музея, при сравнительном постоянстве формы, от естественного процесса развития формы музея, при сохранении его содержания. Требования быть интересным посетителю справедливы до тех пор, пока не происходит размывание представлений о музее, его превращение в прида­ток образовательного учреждения или в игровую площадку.

И, тем не менее, специалисты все чаще признают отдых перспективным направлением деятельности музея в системе туризма. При этом чтобы музей не превратился в развлечение (или не превратился в формальное учреждение с названием «музей»), он должен уделять традиционно высокое внимание экспозиционной работе, образовательной деятельности (ориентированной по большей части не на туристов, а на местных посетителей - цикловые образовательные программы, творческие студии и т.д.). При формировании программ для туристов необходимо определить приоритеты в соотношении информационных и развлека­тельных составляющих программ, которое зависит от перечисленных выше факторов. На­верное, не стоит питать иллюзий относительно того, что экскурсия для туриста в музее име­ет больший коэффициент полезного действия (имея в виду цели деятельности музея - про­свещать, развивать и т.д.), чем иная форма коммуникации. Иногда удачная развлекательная программа оставляет более яркие впечатления, эмоции и, как ни парадоксально, более чет­кие представления о той части культурного (в самом широком смысле) наследия, с которым туристу довелось познакомиться в музее. Турист далеко не всегда может воспринять экс­курсию как поток информации - без использования дополнительных технологий собствен­но «познавательный» результат может оказаться весьма и весьма скромным.

Итак, стоит признать тенденцией, что в ряде музеев, несмотря на то, что общая фи­лософия музея по-прежнему остается просветительской, технологии все чаще ориентируют­ся на развлечение. В этом не стоит усматривать гибель традиционных музейных техноло­гий, скорее всего, это одна из очередных трансформаций музейного организма. Очень хо­чется надеяться, удачная ...

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*