Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей. Часть 1
Туристы как потребители услуг и инициаторы развития городов-связей. Часть 1
В современных условиях важную роль в экономике и общественной жизни играет туризм. Значимость туристского сектора определяется общим и частными эффектами. Частные эффекты образуются за счет услуг — слагаемых туристского продукта. В частности, спортивно-оздоровительные услуги положительно воздействуют на здоровье, услуги культуры способствуют повышению уровня развития потребителей. Город-связь идентифицируется как город, находящийся на пути между крупными городами (городами-полюсами) и выполняющий функции обеспечения проходящих через него туристов сопутствующими услугами и продукцией, а также выступающий потенциальной базой культурно-экскурсионного обслуживания. Следует отметить, что потребление туристского продукта может носить активный или активно-пассивный характер (чисто пассивный отдых предполагает лечение в санатории). Так называемые активные туристы во многих случаях проживают в палатках и сами готовят себе пищу. Активно-пассивные туристы останавливаются в гостиницах и пользуются услугами предприятий ресторанного хозяйства.
Проявление активности наиболее присуще туристам с креативным мышлением. Такие индивиды воспринимают путешествия не только в плане получения новой информации, но и как возможность проявить себя в нетрадиционной обстановке, которая способствует концентрации мышления и выработке новых идей.
Отличие туристских услуг состоит в том, что их оказание предусматривает всевозможное перемещение. Во-первых, всегда передвигаются потребители (причем часто на довольно длительное расстояние) к месту оказания услуг. Во-вторых, часто перемещаются продуценты услуг к месту их получения. Это касается субъектов, не причисленных к определенному туристскому предприятию, оказывающих разовые услуги. Кроме того, имеет место сезонная миграция трудовых ресурсов к территории (предприятиям), где созданы условия для потребления туристских услуг. В-третьих, само туристское обслуживание предусматривает сопровождение туристов соответствующим субъектом на всем протяжении маршрута. Поэтому такой вид деятельности как туризм нуждается в логистическом управлении.
На логистических принципах основано как рациональное комплектование туристского продукта, так и эффективное управление потоками туристов как видом человеческих потоков. Другими словами, логистическая концепция в туризме включает положения и традиционной, и сервисной логистики. Первые касаются формирования туристского продукта, вторые — управления потоками туристов. Самые лучшие
Общий эффект определяется потреблением всего туристского продукта. Он может выступать в форме суммарного, складывающегося из эффектов услуг, из которых он состоит. С другой стороны, общий эффект определяется правильным (с точки зрения морально-этических норм) проведением свободного времени индивидов и оценивается альтернативным ущербом, которые они могли бы нанести обществу, используя его по-другому (такой вариант скорее приемлем для оценки деятельности молодого поколения). Вышесказанное определяет необходимость социально-экономически оправданного комплектования туристского продукта. Важность его правильного формирования обуславливается и тем, что потребление продукта предполагает непосредственное взаимодействие туристов с субъектами услуг, составляющих продукт (не включая так называемые услуги-прелюдии). Это отличает процесс потребления туристских услуг от прочих, которые не всегда требуют личного контакта между продуцентом и потребителем. Уточним, что в традиционной логистике первичными потоками выступают материальные потоки, а остальные — кадровые, финансовые и информационные — играют по отношению к ним обслуживающую роль. При этом необходимо учитывать, что для некоторых туристов первичными могут выступить другие потоки, например, информационные. Но такой факт не меняет общих принципов приоритетности потоков в логистике (подчеркнуть данное положение вынудила нас статья С. Гусева: автор считает, что первичность потоков определяется этапом жизненного цикла). В отличие от традиционной, сервисная логистика нацелена на управление потоками потребителей продукции, услуг и природных благ, при этом остальные потоки, а именно: кадровые, материальные, финансовые, информационные — выступают в качестве сопутствующих. Поскольку логистика рассматривается как наука и практика управления потоками, а туристский продукт перемещаться не может, использование традиционной логистики носит виртуальный характер. В отличие от нее, сервиснологистическая деятельность вполне реальна и касается управления потоками туристов и обслуживающими их потоками.
Отличием туризма является то, что он представляет собой комплекс услуг, поэтому здесь правильнее вести речь о продукте (хотя допустимо говорить об услуге как совокупности услуг-элементов). Координация образующих продукт услуг обуславливает необходимость планирования (формирования) турпродукта. С точки зрения планирования возможно его рассмотрение в плоскости стадий традиционной логистики, когда в роли снабженцев выступают поставщики услуг, продуцентов — туроператоры, сбытовиков — турагенты.
Предоставление же туристской услуги (продукта) отличается от реализации традиционной логистической услуги, связанной с продвижением материалов в цепи поставок. При продвижении материалов звенья выполняют свои функции последовательно. Туристский же продукт, исключая процессы обустройства по приезде и организации отъезда, предполагает периодическое чередование (в большинстве случаев ежедневное) при оказании слагаемых-услуг. При этом оказание отдельной услуги, входящей в продукт, действительно можно рассматривать в виде последовательности действий, то есть технологической цепи или цепи операций.
Для активных туристов вести речь о цепи поставок услуг не вполне корректно. С некоторой оговоркой можно обозначить как цепь поставок (как уточняет, в частности, Т.Н. Одинцова, логистическая цепь поставок туристских услуг предоставление продукта активно-пассивным туристам, когда те останавливаются в определенном месте не более, чем на сутки с одноразовым питанием в гостинице (так называемым «территориально несвязанным туристам»). При реализации продукта «территориально связанным туристам», то есть не меняющим место проживания в течение определенного периода, используется не логистическая цепь, а логистический куст. Именно такая форма связи поставщиков услуг с туроператором обеспечивает более полную их загрузку и является вариабельной, позволяя комплектовать разнообразные продукты в зависимости от вида туризма. Комплексность туризма определяет его связи с большим числом отраслей (видов деятельности). Его функционирование дает импульс их развитию и способствует доходности (указанный момент рассмотрен в ряде публикаций). Но мультипликативный эффект туризма проявляется не только в отраслевом, но и в региональном аспекте. Такой эффект непосредственно связан с логистикой.

Здесь уместно обратиться к работам Ф. Перру и П. Потье. Первому принадлежит идея полюсов роста — центров экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей. Развивая данную теорию, второй из названных ученых показал, что территории, расположенные между полюсами роста (так называемые оси развития), за счет прохождения по ним грузопотоков получают импульсы роста в виде инноваций, образования дополнительных объектов инфраструктуры и др. К сожалению, такое положение в традиционной логистике не получило должного развития. Еще меньше внимания уделяется позитиву прохождения по территории человеческих потоков— по объектам управления сервисной логистики. Уточним, что оси развития, являющиеся руслами грузопотоков, носят естественный характер. Что касается осей развития, выступающих направлениями движения туристов, то они могут рассматриваться как искусственные.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ