0 национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии. Часть 2

0 национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии. Часть 2 

Для наиболее качественного восстановле­ния туристского аула необходимы консультации историков, архитекторов, краеведов, археоло­гов, людей старшего поколения, которые еще помнят особенности быта горцев до революции. Известный историк и исследователь Кавказа Ф. Байерн так описывал еще в прошлом веке жи­лища и горные аулы Кавказа, и в частности Се­верной Осетии: «В Осетии весьма заметно, что каждая семья первоначально помещалась в сво­ей башне, к которой с увеличением народонасе­ления пристраивалась новая сакля, так, что по всему вероятию в Осетии, Мамисоне, Пшавии, Хевсуретии и Кистетии встречаются семейства, никогда не покидавшие своей древней башни...» Такими башенными и саклевыми комплексами строились в прошлом аулы по многочисленным ущельям в глубине Кавказских гор. В одном из уголков туристского городка должны быть пред­ставлены орудия труда и предметы домашнего обихода, которыми пользовались осетины в про­шлом: сохи, арбы, телеги, различный сельско­хозяйственный инвентарь по обработке земли, ручные станки для переработки шерсти, кожи, молока, Все это необходимо для обозрения мно­гочисленным туристам и экскурсантам. В ста­рых жилищах горной Осетии имелась некоторая мебель. Скамья для мужчин и кресло для гла­вы семьи украшались резьбой. Главный и почти исключительный орнаментальный мотив этой резьбы - косой крест, заключенный в квадрат или круг. Это - древний символ мужчины, он же - одна из эмблем солнечного божества. Условия жизни в лесистых горах предопределили то, что основным материалом для бытовой утвари были не металл, не керамика и не камень, а дерево.

0 национальных архитектурных формах в размещении туристов в горах Северной Осетии. Часть 2

В жилой части туристского городка необходи­мо восстановить строения средневековых осе­тин - сакли, хозяйственные помещения, оборо­нительные и укрепительные сооружения, башни (фамильные и боевые), в том же национальном стиле, как многие десятки лет назад. В Мамисонском ущелье сохранилось много комплек­сов, состоящих из жилых и примыкающих к ним боевых башен. Особенно примечательно в этом отношении селение Лисри. Его надо бы рекон­струировать и превратить в музей старого быта и народного искусства. Для того чтобы в них создать необходимый уют и комфорт, необходи­мо оборудовать эти жилища отоплением, водо­проводом, канализацией.

В период пребывания в туристском городке- ауле туристы будут пользоваться деревянной и глиняной посудой, изготовленной по мотивам и образцам, сохранившимся до наших дней. В пи­щеблоке туристского городка сохранится обста­новка тех времен, будут готовиться националь­ные блюда на осетинских очагах, которые сейчас можно встретить только в краеведческих и исто­рических музеях. 

Вблизи туристского аула необходимо иметь подсобное хозяйство, где можно выращивать огородные культуры, зелень, фрукты, овощи, широко применяемые в национальной кулина­рии, а также содержать необходимое количество мелкого и крупного рогатого скота и птицы. По желанию гостей их можно будет угостить парным молоком, свежим кефиром или сыром, изготов­ленным здесь же, в городке. Можно с успехом готовить осетинское пиво, квас и другие напитки.

Следует продумать вопрос национальной одежды для жителей средневекового осетинско­го городка - туристов и экскурсантов. По при­бытии в городок они сдадут вместе с личными вещами в камеру хранения собственную одеж­ду и переоденутся в национальную осетинскую одежду, которая заранее будет приготовлена работниками туристского городка. И это в какой- то мере приблизит туристов к прошлой жизни осетин-горцев. Не составит большого труда из­готовление на предприятиях легкой промыш­ленности республики национальных костюмов с черкесками, чувяков (дзабырта), шапок легких летних (нымат худ) или шапок теплых зимних (бухайраг худ) и других предметов одежды, как для аула, так и для реализации.

В одном из уголков средневекового осетин­ского городка необходимо предусмотреть специ­альную площадку для организации подвижных национальных игр с необходимым инвентарем и оборудованием. Специальные инструктора по физкультуре и спорту смогут обучать жителей городка наиболее популярным национальным играм, организовывать с ними эти игры с таким расчетом, чтоб каждый побывавший в этом го­родке усвоил 2-3 осетинские игры для дальней­шей пропаганды у себя дома. Ряд предметов, которые необходимы для проведения игр, можно иметь как подарки и сувениры для награждения победителей в играх. Стоит подумать даже об издании небольших листков инструкций по про­ведению тех или иных национальных игр и раз­ влечений для лучшего их усвоения.

Интересно можно продумать вопросы вос­становления и умелого использования в экскурсионно-туристских целях и антирелигиоз­ной пропаганды осетинских нихасов и священ­ных мест, где в старину происходили различные национальные обряды и сходы. Восстановив и благоустроив места нихаса, можно проводить там беседы с экскурсантами и туристами на раз­личные темы. Беседу начинать с краткой харак­теристики нихаса, с рассказа о том, какие вопро­сы и как обсуждались в старину на аналогичных осетинских нихасах. Что касается священных мест, то их можно с успехом использовать в це­лях антирелигиозной пропаганды.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*