Оценка влияния туризма на развитие города-курорта Геленджик по уровню туристких расходов

Оценка влияния туризма на развитие города-курорта Геленджик по уровню туристких расходов

Туризм вошел в XXI столетие и стал значимым социальным и поли­тическим явлением, влияющим на мироустройство и экономику многих стран и регионов. Индустрия отдыха превращается в лидирующую от­расль экономики и вовлекает в про­цесс предоставления услуг все новых участников. Наряду с турфирмами, отелями и другими средствами раз­мещения, транспортными компания­ми задействованы промышленные компании, банки, торговые палаты, различные ассоциации и объедине­ния. Наблюдается консолидация раз­ных сфер экономики вокруг турист­ского сектора.

Степень прямого и косвенного воздействия туризма на социально- экономическое развитие регионов пока до конца не изучена, тем не менее многие ученые утверждают, что туризм является отраслью, которая дает наи­более высокий мультипликативный эффект. Масштаб влияния туризма на экономику той или иной страны или региона оценивают по уровню турист­ских расходов и структуре потребле­ния туристами товаров и услуг.

Выборочные обследования ту­ристских расходов служат важней­шим источником информации о структуре их потребления. Соответ­ственно, сочетание данных по ин­тенсивности туристских потоков и статистических данных со стороны предложения представляет собой исходный материал для оценки ту­ристского продукта г, Геленджика. С целью определения параметров ту­ристского спроса для дальнейшей оценки туристского продукта в июле- августе 2004 г. было проведено со­циологическое исследование в горо­де-курорте Геленджик. Объектом ис­следования стали иностранные и российские туристы, посетившие го­род-курорт Геленджик в период лет­него сезона 2004 г. Основным пред­метом исследования являлись стои­мостные характеристики туристских расходов. Дополнительно изучался комплекс факторов, определяющих интенсивность и структуру турист­ских расходов. Найти автобусные туры по самым лучшим ценам вы сможете на сайте bluebird.by

В ходе исследования были оп­рошены 592 человека, из них 301 женщина (51%) и 291 мужчина (49%). С семьей на курорт прибыло более 300 человек, что составляет более 50%. Распределение по воз­расту показывает преобладание лиц молодого и среднего возраста (рис. 1).

Из общего количества опрошен­ных на момент проведения исследо­вания больше всего было лиц в воз­расте 20-39 лет (68,2%) и 40-49 лет (18%), а также лиц в возрасте 50-59 лет (7,3%), остальные возрастные группы были представлены незначи­тельно. Следовательно, в период с июля по август в город-курорт Геленд­жик приезжают преимущественно от­дыхающие в возрасте 20-39 лет. Больше всего отдыхающих прибыло на курорт из Краснодарского края - 20,4%, затем следуют Московская об­ласть - 19%, Санкт-Петербург - 9,6%, Ростовская область - 6,7%, а также ряд таких городов (в общем 44,3%), как Тула, Псков, Воронеж, Волгоград, Ставрополь, Пермь, Орел и др. (рис. 2).

По форме оплаты путевки (по­ездки) отдыхающие распределились в соответствии с уровнем доходов. За собственные средства на отдых в го- род-курорт Геленджик приехали поч­ти 50% отдыхающих. Имеется вполне понятная связь формы оплаты путе­вок с уровнем доходов. Например, среди купивших путевку за собствен­ные средства больше всего лиц с бо­лее высоким уровнем дохода, тогда как среди льготников таких лиц го­раздо меньше. По льготным путевкам приезжают, как правило, служащие, рабочие и пенсионеры, а за собст­венные средства - руководители и предприниматели. Интересно также распределение респондентов по вы­бранному ими в Геленджике месту размещения. Из общего числа опро­шенных 20,4% прибыли для лечения в санаторий, 10% разместились в ча­стных гостиницах, 30,3% - в частном секторе, 29,3% - в пансионатах и 10% - в кемпингах и на турбазах (рис. 3).

Лица с более высоким уровнем дохода предпочли остановиться в гостинице (20%), а также в частной гостинице или частном секторе (око­ло 30%), тогда как менее обеспечен­ные отдыхающие останавливаются в санатории или пансионате по льгот­ной путевке.

В ходе исследования была вы­явлена связь предполагаемых расхо­дов туристов с формой оплаты путев­ки. В основном расходы отдыхающих распределяются на двоих (38%) или на одного человека (27%). Отдыхаю­щие, приехавшие в Геленджик за собственные средства, собираются потратить больше, чем отдыхающие- льготники.

Основную долю расходов в структуре потребления туристов составляют затраты на про­живание (41,5%). Это вполне законо­мерно, поскольку услуги размещения объективно занимают центральное место в индустрии туризма, являются ее системообразующим элементом.

Второе место в структуре потребле­ния отведено расходам на посеще­ние кафе, баров, ресторанов (12,5%), на приобретение продуктов питания (11,1%), алкогольных напитков (4,6%), в совокупности все эти затра­ты составляют 28,2%, что соответст­вует 1/3 всех расходов туристов. Вы­сокий показатель расходов туристов на развлечения (8,5%) по сравнению с расходами на посещение концер­тов, театров, музеев и выставок (2,6%) отражает тенденцию развития игорного бизнеса на курорте. Третье место занимают расходы на приобре­тение товаров народного потребле­ния.

Представленная структура рас­ходов туристов отражает динамику развития отдельных сфер экономики города-курорта Геленджик, а именно индустрии гостеприимства, ресторан­ного бизнеса и коммерческой сферы (торговли). Это три основных направ­ления, которые имеют ярко выражен­ный сезонный характер предприни­мательской активности на курорте.

В ходе исследования туристам было предложено дать оценку пре­доставляемых услуг по критерию «цена - качество». В результате мак­симально высокую оценку получили услуги индустрии развлечений. На втором месте оказались услуги рес­торанного бизнеса.

Также отдыхающие отметили достаточно высокий уровень качества слуг в области здравоохранения. Сре­ди отмеченных туристами положи­тельных факторов лидируют: чистота в общественных местах, дружелюбный настрой местного населения, безопас­ность и достопримечательности. Сре­ди факторов, определивших выбор г. Геленджика для отдыха, туристы на­звали в основном три фактора:

-   хорошие природно-климати­ческие условия (море, климат);

-   возможность лечения;

-   чувство патриотизма при по­сещении российских курортов.

Следующий популярный ответ (36%) - «Возмож­ность лечения». Тройку лидирующих ответов завершает вариант «Чувство патриотизма» (28%). Среди предло­женных своих вариантов наиболее часто встречались следующие: «В г. Геленджике живут родственники», «Приехали к друзьям». При опреде­лении факторов, повлиявших на вы­бор места проведения отдыха, пред­ставляет особый интерес тот образ курорта, который сложился у отды­хающих. У большинства опрошенных курорт Геленджик ассоциируется с небольшой уютной здравницей в хо­роших экологических условиях, т.е. рассматривается как место традици­онного курортного лечения. Также многие отдыхающие отмечали, что в последние 3-5 лет курорт значитель­но изменился: пребывание отдыхаю­щих на курорте стало комфортнее, а предлагаемые услуги - разнообраз­нее. Менее обеспеченные отдыхаю­щие рассматривают Г еленджик в большей степени как здравницу.    

По условиям этого опроса рес­понденты имели право выбрать не­сколько вариантов ответа, а также добавить свой вариант по желанию. Лидирующее положение (75%) зани­мает фактор «Хорошие природно- курорт скорее местом отдыха и раз­влечений, а также связывают его с деловыми поездками. В этой связи в качестве одного из путей развития гостиничного сектора с целью повы­шения его конкурентоспособности и
сглаживания сезонности целесооб­разно предложить развитие конгрессной базы и выход на рынок конгрессного туризма. Для этого необхо­димо иметь номера высокого класса, залы заседаний различной вмести­мости с соответствующим техниче­ским оборудованием, в том числе с системой синхронного перевода, биз­нес-центр, выставочные залы.

Необходимо обратить внимание на отмеченные туристами отрица­тельные факторы, которые способст­вовали формированию негативного мнения о городе-курорте Геленджик.

Один из главных вопросов - оценка респондентами своих ожида­ний от курорта. Ответы показывают, что большинство опрошенных оста­лись в целом довольны своим отды­хом в г. Геленджике. Имеется досто­верная связь исполнения ожиданий с наличием предшествующего опыта.

По условиям этого опроса рес­понденты имели право выбрать не­сколько вариантов ответов, а также добавить по желанию свой. Лидирует фактор «высокие цены» (61%). Вто­рой по популярности ответ - «Плохой сервис» (29%). А вариант «Другие» указали 5% опрошенных. В этом раз­деле респонденты предлагали свои варианты ответов, среди которых превалировали «Плохие дороги», «Плохое водоснабжение», «Платные пляжи», «Малоосвещенные улицы». Таким образом, почти 20% туристов - постоянные гости го­рода-курорта Геленджик, что свиде­тельствует об устойчивом развитии курорта. Необходимо стремиться к повышению этого показателя, тем более что город-курорт имеет все не­обходимые резервы для дальнейше­го своего развития: разработана и реализуется инвестиционная про­грамма развития курорта, использу­ются различные инновационные под­ходы, развиваются новые виды ту­ризма.

Комментарии

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Вопрос:
Сколько часов 1 сутках?
Ответ:*