К столетию курорта Теберда. Начало
К столетию курорта Теберда. Начало
Ровно сто лет назад широкая медицинская общественность России и больные туберкулезом узнали о существовании отечественного курорта для больных туберкулезом - Теберде. До 1910 года молва о целебных факторах этого ущелья передавалась в народе из уст в уста, в основном в близлежащих районах. Территория нынешнего курорта начала заселяться с 1879 года, а с конца XIX в. Теберда стала привлекать к себе дачников и больных туберкулезом.
Среди курортов России Теберда занимает особое место. В утвержденном Министерством здравоохранения Российской Федерации «Перечне курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам» из 18 признанных уникальными под номером 1.4 значится Теберда и указано, что «особенно успешно на курорте проходит лечение активной формы туберкулеза легких».
Официальному признанию курорта, изначально как туберкулезного, предшествовал эмпирический период народного изучения, накопления опыта, который свидетельствовал о высокой эффективности климатических факторов.
Интересен исторический факт, заставивший более пристально изучить природные факторы Теберды. У инженера-путейца Кузовлева заболела чахоткой жена. Болезнь прогрессировала и современные меры не помогали. Пациентка безуспешно лечилась на острове Капри, Южном берегу Крыма, в других местах, ничего не помогало. Состояние здоровья больной неуклонно ухудшалось и она готовилась к смерти. Кто-то посоветовал Кузовлеву отвезти супругу в Теберду. Приехав в Теберду, тяжелобольная сразу же почувствовала себя лучше. Встал вопрос о строительстве дома. Аульный Совет 2 июля 1882 года безвозмездно выделил для возведения усадьбы 20 десятин земли в центре аула между рекой Тебердой и озером Кара-Кёль в сосновом бору. В этом доме жена Кузовлева прожила безвыездно 20 лет, позабыв о своей чахотке, и позже уехала в Санкт-Петербург. А в народе появилась поговорка: «Если тебя умирающего довезут до Теберды, то жить тебе еще не менее 20 лет».
Оценивая в ретроспективе весь исторический опыт курорта, следует признать справедливость приведенной поговорки. Большинство жителей курорта приехали сюда,
потеряв всякую надежду на исцеление от коварного заболевания и, не принимая никаких таблеток, прожили долгую жизнь и забыли о своем заболевании. Необходимо подчеркнуть, что, проработав в Теберде около 30 лет, авторы не видели ни одного профессионального заболевания туберкулезом у более чем полуторатысячного коллектива работников санаториев, контактировавших ежедневно с громадным количеством больных открытой формой туберкулеза легких. Горящие
В становлении курорта Теберда особую роль сыграл русский врач Г. М. Гречишкин, который одним из первых обобщил клинический материал и отзывы лечившихся больных, проанализировал и сделал достоянием широкого круга читателей данные о редких природных условиях Теберды, первым определил показания и противопоказания для лечения. На одиннадцатом съезде русских врачей памяти Н. И. Пирогова в 1910 году Г.М. Гречишкин выступил с сообщением «Теберда как горноклиматическая станция», предложив основать здесь народный благотворительный санаторий. В связи с этим, в решении съезда записано: «Съезд признал необходимым обратить внимание Академии наук на крайнюю желательность подробного метеорологического и физиографического исследования Тебердинской долины как возможного горноклиматического курорта». Это дало толчок для дальнейшего развития курорта. Была создана специальная комиссия для устройства курорта, отмежевания земли и выработки условий аренды. Возрос приток курортников. Так, если в 1909 году в сезон отдыхало 220 человек, в 1910 - 500, в 1911 - 900 человек, то в сезон 1914 года лечилось до 2000 человек.
В разработанных показаниях для лечения в Теберде говорилось о том, что курорт оказывает благоприятное действие на «малокровных, слабогрудых и нервных больных». Здесь лечились больные «легочной чахоткой» - осетинский писатель Коста Хетагуров, Николай Ярошенко - русский художник-передвижник. Останавливались они у своего друга, князя Ислама Крымшамхалова, который, будучи болен туберкулезом, построил дачу в Теберде и жил здесь с 1893 по 1910 год и много писал о благотворном ее климате, способствуя созданию курорта.
Убежденность, настойчивость и клинические наблюдения доктора Г. М. Гречишкина сделали свое дело. Курорт стал развиваться как в плане лечения больных, так и как центр туризма и альпинизма. В 1923 году был открыт первый санаторий в бывшей даче Кузовлева и организовано курортное управление. В 1927 году Центральный комитет по улучшению
быта ученых (ЦК БУ) в дачах построек 1907 и 1918 года открыл дом отдыха. В 1928 году был построен укрупненный корпус на 110 мест и двухэтажное здание клуба-столовой с двумя обеденными залами, зрительным залом и большой библиотекой. От зрительного зала, расположенного на втором этаже, шел пандус с беседкой в центре.
Подлинный расцвет курорта пришелся на 30-е годы ХХ столетия, когда один за другим строились дома отдыха и санатории ученых, цементников, шахтеров и больных туберкулезом. В 1932 году на территории дома отдыха ЦК БУ были сданы четыре корпуса (так называемые «цепочки») с оригинальной архитектурой, по 48 мест каждый, расположенные вдоль аллеи. Дом отдыха был преобразован в санаторий «Горное Ущелье». В 1935 году сдан в эксплуатацию корпус на 220 мест санатория «Домбай». В 1936 году начали функционировать корпус на 80 мест в санатории «Теберда» и главный корпус на 150 мест санатория «Клухори». В 1937 году завершено строительство еще одного корпуса на 40 мест и столовая санатория «Теберда». На курорте лечат «слабогрудых и малокровных», больных «легочной чахоткой и неврастеников». Параллельно строились туристические базы, альплагеря.
В 1940 году начата реконструкция курорта, но этому помешала Великая Отечественная война. Во время войны в эвакуации в Теберде находились Ялтинский институт туберкулеза, детский костнотуберкулезный санаторий, размещены госпитали.
С августа 1942 по январь 1943 года курорт был оккупирован немецкими войсками. Имущество было разграблено, корпуса разорены. После освобождения от завоевателей курорт перешел под юрисдикцию Грузинской ССР до 1955 года.
Возрождение курорта началось с июня 1946 года. 1 сентября 1947 года первым открылся санаторий ученых «Горное Ущелье». Вслед за ним постепенно начали функционировать другие санатории. Учитывая увеличение числа больных туберкулезом за годы войны, санатории Теберды, которые ранее функционировали как нервно-соматические, изменили профиль на специфический туберкулезный. С 1948 года курорт начал прием только больных туберкулезом в активной форме. Некоторое время оставался нетуберкулезным дом отдыха МВД, в котором в 1950 году открыли областную туберкулезную больницу.

В 1957 году, согласно приказу МЗ РСФСР о специализации санаториев в Теберде работало 6 санаториев для больных активными формами туберкулеза легких с общей емкостью 995 коек, из которых 325 функционировали в летний период.
Несмотря на годы войны, оккупацию, разруху, курорт развивался. К 1960 году количество санаторных коек для больных туберкулезом составляло 1050; в 1971 году - 1350, в 1973 году - 1600 коек. К 1984 году в связи с передачей ряда зданий под музеи и с целью улучшения бытовых условий в санаториях и приведения палатной площади на одного
больного до установленных норм число коек в здравницах было сокращено до 1375. Благодаря большой коечной емкости, развитой инфраструктуре, уникальным климатическим условиям и красоте ландшафта Теберда стала в Советском Союзе крупнейшим противотуберкулезным курортом, где в год лечилось до 14000 человек. В этот период коллектив курорта насчитывал более 1200 человек представителей 28 национальностей.
Надо отметить, что благоприятные природные факторы курорта высоко оценивались не только больными, но и государственными деятелями. Так, Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин считал Теберду красивейшим местом в мире, ежегодно приезжал в эти места, выделял средства для развития курорта. По его инициативе курорту был придан статус города в 1971 году, что дало возможность предусматривать более крупные ассигнования на благоустройство и другие нужды. А. Н. Косыгин пригласил Президента Финляндии Урхо Кекконена в Теберду, где несколько дней они отдыхали в окрестностях курорта в палатках, ловили форель и решали международные вопросы. Поляна, на которой они жили и дача, где останавливались, до сих пор называется Косыгинской.
Другой пример. Председатель ВЦСПС и член Политбюро ЦК КПСС В. М. Гришин, желая оставить в Теберде только учреждения профсоюзов, лично приехал в 1965 году с группой экспертов. В. М. Гришин предлагал за счет профсоюзов построить санаторий для больных туберкулезом общей емкостью 12000 коек в любом регионе СССР вместо имеющихся на курорте 1100 коек. Вердикт профессоров - экспертов был неутешительным для В. М. Гришина: таких благоприятных климатических условий для больных туберкулезом как в Теберде на территории Советского Союза нигде нет.
Понимая уникальность курорта и ведя постоянную борьбу с туберкулезом, государство систематически выделяло субсидии на развитие курорта, санатории которого получили статус республиканских, в отличие от многих местных краевых и областных туберкулезных здравниц.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ